В октябре комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ провела круглый стол «Метод «Школьная медиация» – наше будущее в нашем настоящем». В работе круглого стола приняли участие члены федеральной Общественной палаты (ОПРФ), члены Общественной палаты Тверской области, представители профессионального педагогического сообщества, психологи, юристы, практикующие медиаторы. Медиация начала развиваться в мире со второй половины ХХ столетия и фактически стала мощным социокультурным движением, поскольку в обществе происходят кардинальные изменения, и новые социально-экономические условия требуют новых способов взаимодействия. В большинстве стран медиация находит применение, прежде всего, в правовой сфере, откуда она и начала развиваться. Кроме того, медиация находит применение для разрешения общественных и семейных споров. Президент Центра медиации и права Цисана Шамликашвили рассказала присутствующим о том, что метод «Школьная медиация» (ШМ) – это системный подход, охватывающий все институты, задействованные в воспитании личности: семья – дошкольное учреждение – школа – высшая школа. ШМ является способом формирования благоприятной и безопасной среды для воспитания детей и подростков, одновременно создающей комфортные условия для всех участников образовательного процесса (учителя, организаторы, родители, учащиеся). Данный метод помогает формировать культуру позитивного взаимодействия и умение конструктивно реагировать на стрессовые, конфликтные жизненные ситуации. В основе метода ШМ лежит идея привлечения к урегулированию конфликта нейтрального и беспристрастного человека извне – медиатора (посредника). Ученикам метод ШМ помогает познать себя и выработать уверенность в себе, веру в свои силы, умение достигать желаемого ненасильственными способами, понимание собственной значимости как личности. Родителей Школьная медиация учит помогать детям в трудные, критические возрастные периоды, а также правильно выстраивать партнерские отношения с теми, кто принимает участие в воспитании детей. Как объяснила Марина Хазанова, тренер-медиатор Центра медиации и права, метод ШМ – это инструмент для улучшения взаимодействия между образовательными институтами и семьей ребенка, что является одной из важнейших задач в рамках работы по модернизации школьного образования в Российской Федерации. Медиация является важным элементом гражданского общества, ведь конфликт здесь урегулируется не с помощью решения сверху, а благодаря совместным усилиям участвующих в споре сторон. Во время обсуждения были заданы вопросы о том, как и где будут готовить медиаторов, не будет ли работа медиатора дублировать деятельность социального работника и психолога в школе. Разработчики проекта дали подробные ответы, подарили литературу, которая не только дает подробную характеристику обсуждаемому методу, но и предлагает решение наиболее часто встречающихся ситуаций. В резолюции по итогам круглого стола был сделан вывод о необходимости всестороннего содействия интеграции метода «Школьная медиация» в сферу семейных отношений, образовательную сферу и общественную жизнь в целом.
Светлана ЗВЕРЕВА,
член Общественной палаты Тверской области