Завершил свою работу фестиваль FemFest 2020, в котором принимала участие Тверская региональная Ассоциация журналисток. До нынешнего года фестиваль считался московским и объединял лидеров женских организаций и движений. В этом году интерес к мероприятию проявили участницы из разных регионов России и зарубежных стран, что не могло не сказаться и на масштабах обсуждаемых проблем, и на уровне экспертов. Это Образовательный фестиваль о гендерной грамотности, свободе выбора и достоинстве людей. Два дня эксперты обсуждали самые разные темы социальной жизни женщин. Условно их можно было разделить на два блока: правовой, куда входили сложные ситуации, связанные с положением женщин в обществе, проблемы законодательства, ситуация, связанная с насилием и домашней агрессией. И второй блок – социально-экономический, который вызвал большой интерес. Там обсуждались проблемы занятости, падение уровня доходов, карьерные ожидания и действительность, помощь государства семье и многое другое, что так волнует современных женщин. Волнуют эти вопросы и россиянок, и европеек, и представительниц стран Востока.
Большое внимание привлек круглый стол «Влияние пандемии covid-19 на благополучие женщин в России и мире. Итоги 2020». Интерес был не праздный, поскольку ситуация с коронавирусом многое изменила в жизни общества и заставила задуматься над приоритетами. О том, что именно произошло на нашем континенте, говорили Алешка Симкич, словенский дипломат, заместитель Главы Представительства ЕС в России, Ирина Гайда, управляющий директор Центра энергетики Cколково и Член экспертного совета Евразийского женского форума, Марчелла Пирроне, президент Wave — Women against violence Europe — Vienna, Марина Писклакова-Паркер, Председатель правления Центр АННА. Анна Темкина, доктор философии, профессор Факультета социологии, со-директор программы гендерных исследований Европейского университета в Санкт-Петербурге. Модераторами дискуссии выступили Ирина Изотова и Лола Тагаева.
По словам участниц встречи, режим самоизоляции выявил степень незащищенности людей, в том числе женщин, перед лицом реальной опасности. Далеко не у всех есть доступ к цифровым технологиям, многие не могут обеспечить себе свой собственный виртуальный мир – попросить о помощи, работать удаленно, заниматься с детьми, которых перевели на дистанционное обучение.
Как отметила Ирина Гайда, особое место, конечно, занимает и история современного здравоохранения. И речь идет не только о пациентах, но и о врачах, медицинских сестрах, санитарках и других работниках. В этой сфере, как известно, женщин большинство. Многие работают на низкооплачиваемых должностях. Разница в зарплатах в этой сфере составляет 33%. Женщины гибнут на работе. Конечно, смерть от коронавируса не выбирает никого по гендерному признаку. И мы потеряли многих врачей, которые в буквальном смысле слова погибли, спасая людей. Но поскольку средний медицинский персонал – это, в основном, женщины, то и цифры смертности ожидаемы: из всех погибших работников среднего звена 95% составляют именно женщины.
Пандемия сказалась и на мужчинах: у них серьезно увеличилась эмоциональная нагрузка. Что же касается женщин, то нагрузка увеличилась и эмоциональная, и физическая. Помимо всех известных сложностей, связано это и с тем, что женщины в разы больше стали заниматься домашней работой, которая практически нигде не считается серьезным и тяжелым трудом.
Марчелла Пирроне, которая возглавляет европейскую сеть приютов, отметила, что, как и ожидалось, увеличилось число обращений в стрессовый период. Увеличился разрыв между богатыми и бедными, возросло социальное неравенство, активизировались консервативные силы, призывающие вернуть женщин домой. Однако одновременно растет и активность женщин, их стремление заявить о своих проблемах, использование «мягкой силы». По мнению участниц, в этом году женщины-лидеры лучше справляются с пандемией в странах, которыми руководят.
Марина Песклакова-Паркер обратила внимание на исследования, которые проводит институт социально-экономических проблем народонаселения РАН:
http://www.isesp-ras.ru/news/Эксперт утверждает, что пандемия неравномерно повлияла на женщин и мужчин. Домашний труд именно для женщин увеличился в полтора-два раза. Именно женщины занимаются с детьми на дистанционном обучении. Исследователи провели флешмоб среди семей, которые являются сторонниками «равного родительства». Один из респондентов подчеркнул: «Для меня домашний труд жены был невидимым». Основной стресс мужчин в период пандемии – это страх потерять работу. Потеря работы для женщины означает неминуемую глубокую бедность.
И в первый, и во второй день фестиваля много внимания уделялось именно занятости, поскольку рынок труда – основа основ не только социально-экономического развития, но и благополучия конкретных людей.
Несколько цифр: в России: число женщин, ищущих работу, составляет 20%. Потеряли работу 22% женщин. У 61% женщин значительно снизились доходы. Из рекомендованных экспертами предложений по поводу улучшения ситуации принято 4%.
Эксперты отмечают и возросшую долю неоплаченного труда, и отрыв от цифровых технологий, и возврат к стереотипам, когда сами женщины считают, что у мужчин больше прав на работу, поскольку они являются кормильцами в семье.
Европейские участницы отмечали, что в России ситуация более стабильна. На рынке труда наша страна опережает страны Европы. Женщины заботятся о повышении своего профессионального уровня: более 50% специалистов с высшим образованием - «женская доля». Мужчин с вузовскими дипломами в полтора раза меньше. Значительно число женщин в секторах государственной службы, в бюджетных организациях, а также в сфере услуг. Тем не менее, среди женщин с высшим образованием безработных 25%. Велика и разница в оплате труда. Зарплата женщин в целом на 28% ниже, чем зарплата мужчин за равный труд.
На фестивале говорилось и о положении женщин в семье, и о том, насколько пандемия сказалась на их благополучии. Эксперты отмечали, что государство сосредоточено на помощи многодетным семьям и это оправдано. Проблема в том, что оно не уделяет достаточно внимания неполным семьям. А именно здесь множество проблем. У нас в России 6 млн. неполных семей. И 28% из них находятся за чертой бедности. Общая сумма долгов по алиментам составляет 270 млрд рублей. «Подвис» вопрос о создании специального фонда, из которого выплачивались бы алиментам семьям, а потом средства пополнялись за счет взыскания денег с отцов. Пока одинокая мама решает вопросы своей маленькой семьи при поддержке родственников. И доходы в таких семьях падают ощутимо. И это зона особого внимания, актуального в эпоху пандемии.
За два дня на круглых столах и мастер-классах говорилось о многих проблемах: о семейном насилии, к примеру. По данным кризисного центра «Анна» число обращений в 2020 году увеличилось на 74% и составило 35тысяч. Говорили о харрасменте, который стал большой проблемой и многих женщин лишил возможности сделать успешную карьеру. И если раньше скабрезные шутки и игривые настроения на работе воспринимались, как нечто несерьезное, то новое поколение российских женщин требует к себе уважения и отношения, как к профессионалам и коллегам. Молодые журналистки даже создали специальный сайт, где оценивается корпоративная культура компаний и работодателей:
https://kanareika.pro/Женщины в мире спорта, женщины в политике, женщины в системе личных отношений – темы на встрече были самые разные. Как и участники, поскольку социальные проблемы женщин интересовали и мужчин. Кстати, фестиваль о «мужских» социальных проблемах пройдет 5 декабря и наверняка будет не менее интересным, чем FemFest
Фото: https://www.mskagency.ru