22 октября в Общественной палате РФ прошли слушания, посвященные обсуждению предложений ко второму чтению проекта федерального закона о социальном патронате. Как сообщает АСИ, их организовала Комиссия ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан. По данным заместителя председателя комиссии, председателя РОО "Право ребенка" Бориса Альтшулера, в 2011 году было выявлено 83 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Год назад таких детей было на 27 тыс. больше, но эксперт заметил, что только 9% из их числа возвращены в кровные семьи. По его мнению, это говорит о том, что органы опеки практически не ведут никакой работы по возвращению детей в родные семьи. Более того, уверен Альтшулер, государство может помочь семье, находящейся в кризисной ситуации. Социальный патронат, считает эксперт, может стать формой такой помощи семье. Он предложил сделать соцпатронат обязательной мерой профилактической работы с семьей. В таком случае суды, принимающие решения о лишении родительских прав, должны будут спрашивать у органов опеки, что они сделали для сохранения семьи.
Социальный патронат, добавила заместитель министра социальной защиты Московской области Светлана Фомина, в любом случае должен назначаться до суда как мера профилактической работы с семьей.
Первый заместитель директора социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Отрадное" Лариса Каземирова считает, соцпатронат должна устанавливать межведомственная комиссия. В ее состав могут войти сотрудники органов опеки и КДН, социальные работники, психологи, юристы и др.
Решение о назначении социального патроната органы опеки должны принимать самостоятельно, а не по решению суда, как предлагает законопроект. Так считает заместитель начальника отдела нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав детей Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки РФ Ирина Романова. Она пояснила, что соцпатронат – это своеобразная "скорая помощь" семье. Тогда как длительные сроки рассмотрения дела в суде могут привести к тому, что ситуация в семье ухудшится настолько, что детей надо будет помещать в детдома.
Кроме того, эксперт обратила внимание на нечеткость формулировок законопроекта. Например, определение семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. Это может привести к тому, что сотрудники органов опеки будут толковать их по-своему. В итоге от неадекватного применения соцпатроната могут страдать благополучные семьи. Формулировки вошли в законопроект из Семейного кодекса, ФЗ от 24 июня 1999 года N120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и ФЗ от 24 апреля 2008 года N48 "Об опеке и попечительстве".
Об опыте применения соцпатроната в Москве рассказала заместитель директора детдома N19 "Центр патронатного воспитания" Елена Хлынина. Здесь такая работа ведется на протяжении 12 лет. Запросы об установлении соцпатроната поступают от органов опеки или комиссии по делам несовершеннолетних.
Поправки по законопроекту можно направлять в рабочую группу Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей до 25 октября
http://www.komitet2-6.km.duma.gov.ru/site.xp/050053.htm. Они будут учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.