Уникальный природоведческий музей, чья экспозиция знакомила с богатейшей флорой и фауной этих мест, закрыт. В его экспозиции были чрезвычайно ценные коллекции позвоночных животных и бабочек, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, а также великолепно выполненные живописные биогруппы. Большой интерес представляли гербарии и почвенные монолиты. Внимание посетителей неизменно привлекали диорамы елового леса и глубоководной части озера Селигер и многое другое – например, деревянные скульптуры животных. «Озерная» диорама, выполненная художником Геннадием Ореликовым, заселена судаком, угрем, щукой и другими местными обитателями, что вызывало восторг приходившей сюда детворы, Сегодня все это разбирается и готовится к вывозу – один из самых популярных и востребованных музеев Верхневолжья не дожил до профессионального праздника, и в Международный день музеев его двери будут заперты.
Музей природы Селигерского края являлся филиалом Тверского государственного объединенного музея. Он был открыт в июле 1986 года, в помещениях Спасо-Преображенского храма на берегу озера Селигер. Построенный в 1770 году, храм в советское время уже пустовал, здание обветшало, и его собирались снести. Создание музея позволило его отремонтировать и законсервировать фрески.
Теперь здание возвращается Русской православной церкви, по ее запросу, согласно Федеральному закону ¹ 327-ФЗ от 30 ноября 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Ранее музею была дана шестилетняя отсрочка, однако она истекла к концу прошлого года.
Разносторонней, богатой, тщательно продуманной экспозиции больше нет – она разрушена. Сотрудники музея разбирают ее с болью в сердце. Предполагается, что самые ценные экспонаты будут размещены в Осташковском краеведческом музее, однако значительная часть их попадет в запасники – на фондовое хранение, и неизвестно, когда их можно будет увидеть. Тем более, что и сам Осташковский краеведческий музей также занимает помещение Троицкого собора и вскоре будет обязан его освободить.
Аналогичная проблема сейчас стоит перед рядом других тверских (и не только тверских) музеев, которые в советское время, практически традиционно, размещались в зданиях храмов. Отсрочка истекает, храмы нужно возвращать, а шесть лет отсрочки (срок, вполне достаточный для строительства нового или полноценного обустройства «вторичного жилья» для музея) чаще всего прошли впустую. Исключением из этого печального правила может служить разве что Старицкий район, где к переезду краеведческого музея построили новое здание.
Что делать? Этот классический русский вопрос общество адресует не к муниципальным властям, у которых чаще всего на это недостаточно средств, а к региональному руководству.