В Твери подведены итоги V открытого литературного конкурса творческих работ детей и молодежи «Читаем, думаем и пишем о России». Торжественная церемония награждения победителей конкурса состоялась в муниципальном досуговом центре «Истоки».
С каждым годом его участников становится все больше, а география конкурса расширяется от Конаково до Лесного, от Твери до Сандово – работы поступили практически из всех районов. Ранее конкурс уже приобрел статус межрегионального, поскольку творческий драйв вовлекает в его орбиту ребят из соседних областей, а теперь он преодолевает государственные границы - к нему активно подключились студенты и школьники Казахстана. И это закономерно, как уверены учредители конкурса — Тверское областное отделение международного общественного фонда «Российский Фонд мира», при поддержке министерства образования и комитета по делам культуры Тверской области. Интерес к конкурсу на просторах СНГ в ближайшие годы будет расти, ведь его задачи так близки и понятны! Это развитие интереса к культуре и традициям народов, населяющих территорию Российской Федерации, к российской истории, русскому языку и литературе; укрепление межнациональных отношений; формирование представлений о вере и традициях православия и других традиционных конфессий; противодействие идеологии терроризма и экстремизма, укрепление мира и согласия в обществе.
На протяжении нескольких месяцев школьники трех возрастов и студенты учреждений среднего профессионального образования готовили литературные работы – сочинения и эссе - в пяти номинациях: «Служить России!», «Искра Божия», «Мы – дети многонациональной России», «Все профессии важны», «О братьях наших меньших». Последняя номинация объявлена в этом, юбилейном для конкурса году, по просьбам самих юных участников.
Оргкомитет конкурса традиционно возглавлял председатель правления Тверского отделения МОФ «Российский Фонд мира» Сергей Рогозин; в него вошли председатель Общественной палаты Тверской области и Общественного совета при региональном минобразования Александр Бутузов; детский писатель, главный редактор журнала «Реноме» Нина Метлина; настоятель Старицкого Свято-Успенского монастыря и руководитель Центра духовного развития детей и молодежи «Образ» о. Паисий (Новоженов); депутат Тверской городской думы, заместитель гендиректора ООО «Телерадиокомпания «Тверской проспект», координатор Тверского зоозащитного движения, Дмитрий Нечаев и другие.
Организатором конкурса является член правления ТОО МОФ «Российской Фонд Мира», педагог Елена Копейкина, учитель Медновской санаторной школы-интерната, руководитель многопрофильного проекта «Дети многонациональной России».
Информационными партнерами и социальными спонсорами конкурса выступают ГТРК «Тверь» и ТРОО «Ассоциация журналисток», член которой, заслуженный работник культуры РФ Лидия Гаджиева также входит в оргкомитет конкурса.
Из года в год в церемонии награждения участвует Государственный оркестр народных инструментов имени Василия Андреева; его музыканты и на этот раз помогли сделать ее торжественной и волнующей, порадовав всех своим мастерством.
Необходимо назвать и те учебные заведения, чьи ребята из года в год направляют на конкурс свои работы: это Тверские полиграфический и политехнический колледжи, Старицкий колледж, школа ¹ 50 г. Твери, Медновская санаторная школа-интернат, бежецкая школа ¹3 с углубленным изучением музыкальных предметов им. А. П. Иванова и другие. Особо хочется отметить скромную сельскую - Алексейковскую школу Лесного района, чьи ученики не всегда могут приехать в Тверь, но регулярно участвуют как в этом, так и в других конкурсах. Их работы очень интересны по содержанию и практически безупречны стилистически. Учитель русского языка и литературы Ирина Гаврилова заслуживает самой искренней благодарности за своих воспитанников!
- У нас великая страна, и очень важно, чтобы дети это понимали, - открывая конкурс, говорил Сергей Рогозин. – Очень важно, чтобы они ее хорошо знали, любили и служили ей так, как любили и служили их деды. Не на словах, а на деле.
И в этом организаторы конкурса видят свою задачу.
Насколько успешно она выполняется? Как содействует конкурс заявленной цели - формированию у детей и молодежи патриотических ценностей, уважительному отношения к культуре и традициям народов РФ, воспитанию чувства единства нашей многонациональной страны? Об этом можно судить по сочинениям и эссе, поступившим на конкурс.
Жюри было нелегко определить победителей – ярких, талантливых работ было очень много. Поэтому не будем сообщать, кто какое место занял, просто назовем несколько сочинений, которые жюри нашло очень интересными.
Прежде всего отметим, что все больше ребят стараются строить их на личном опыте или истории своей семьи, излагают собственные мысли и впечатления. В них отчетливо проявляется авторская позиция. Так, студентка Старицкого колледжа Дарья Баранова на конкретных примерах показала, как представители разных национальностей в войну защищали нашу общую Родину, рассказала о воинах – якутах, сражавшихся под Ржевом, и провела параллель с нашим современником, молодым офицером, героически погибшим в Сирии.
Студентка Тверского полиграфического колледжа Мадина Умраева рассказала о своей малой родине – Дагестане, о народе, его культуре, обычаях, национальном характере. Доказывая, что при всех отличиях нравственные нормы у разных народов очень схожи, она пишет: «Разные колыбельные, разные предания слушают дети в ауле, в кишлаке, в деревне, разная музыка звучит среди них, не похож труд их матерей и отцов, но каждый народ старается воспитать в своих детях любовь к Родине, к матери, к труду, уважение к старшим, чувство справедливости…».
«Национальность – это данность. Мы не выбираем, где, когда и кем нам родиться. Мы не выбираем язык, на котором говорим, но то, как и что мы говорим – это только наш выбор» - пишет ученица выпускного 11 класса из лихославльской школы ¹3 Мариэтта Авалян. И делает вывод: «Мы должны
научиться принимать как должное наши различия и стараться видеть общее – то, что нас объединяет и сближает». Тепло и интересно рассказывает о своем народе юный кумык Рашид Багаутдинов, ученик 9 класса Медновской санаторной школы-интерната.
А Ульяна Липай из бежецкой школы ¹3 с углубленным изучением музыкальных предметов им. А. П. Иванова посвятила свою работу судьбе прадеда - паренька из карельской деревни, который совсем еще мальчишкой добровольцем ушел на фронт, достойно воевал, вернулся с боевыми наградами: «Я все чаще задумываюсь об истории нашей страны и истории своей семьи. Я сопоставляю, как судьба моих предков отразилась во всеобщей истории государства. XX век – это век испытаний для нашего Отечества, для людей, жизнь которых пришлась на те годы».
Это очень важно для юного человека – осознать, что твоя судьба и судьба твоей страны неразделимы. И конкурс «Читаем, думаем, пишем о России», который состоялся в нашем регионе уже в пятый раз, ребятам в этом помогает. Именно поэтому он может изменить свой статус – в стране растет интерес к тверскому проекту.
Сообщает Лидия Григорьева