Цель исследования – узнать, чем на самом деле являются общественные палаты, представляют ли они гражданское общество, могут ли реально стать связующим звеном между социумом и властью или являются имитационными структурами, которые выполняют декоративную роль. Свою позицию исследователи изложили в монографии.
Наталья Козлова, в частности, говорила о тверских реалиях. Анализ касался и сайтов палат, и нормативной базы. Сейчас в регионе четвертый состав общественной палаты. И ее члены не очень готовы об этом говорить, в основном, участвовали представители первого и второго созывов. Логика эволюции – в трансформации от реального игрока в имитационную структуру. Палата и сейчас работает, но если сравнить, разница колоссальная. Основная проблема не в палате. Изменения, которые происходят в стране, не дают этому объединению развернуться. Палата имеет перекос в государственную сторону, а общественная природа затухает. Общественные палаты надо изучать, поскольку они являются индикаторами состояния гражданского общества в России. Наталья Козлова отмечала роль лидеров палаты, изменения направления работы в зависимости от того, кто ее возглавляет. Сейчас палата под руководством биолога Александра Бутузова очень много времени уделяет экологическим проблемам.
Все исследователи отмечают зависимость и несамостоятельность палат, их имитационную роль. Это не значит, что палаты не работают. Просто в таких условиях они перестают действовать, как институты гражданского общества. Усиливается роль конкретных людей, которые туда приходят и их способность заниматься конкретными проблемами, которые их интересуют. На презентации звучали разные точки зрения, познакомиться с которыми можно на страничке центра в социальной сети Facebook.