Аналитический центр НАФИ провел исследование под названием «Стереотипы в отношении женщин и их социально-экономические последствия».
Специалисты изучили стереотипы в отношении женщин и пришли к неутешительным выводам: в нашей стране все еще доминируют патриархальные взгляды, когда женщину рассматривают исключительно, как хозяйку в семье, а не как равноправного партнера.
Как отмечается в исследовании, стереотипы в отношении женщин влияют как на цифровую экономику, так и на экономику России в целом. Аналитический центр НАФИ при поддержке Google и Совета Евразийского женского форума провел исследование, чтобы выяснить, что мешает женщинам быть представленными в традиционной и цифровой экономике наравне с мужчинами, как они сами оценивают свои карьерные перспективы и какова вероятность преодолеть стереотипы в отношении женщин в ближайшем будущем.
Сегодня, по данным Росстата, в России 78,8 миллионов женщин или 54% населения. При этом они слабее мужчин вовлечены в экономику страны: уровень занятости среди трудоспособных женщин составляет 60%, среди мужчин — 72%. ( Данные по Тверской области в большей или меньшей степени подтверждают общую картину. Ред).
Практически все проблемы, которые обсуждаются за последние четверть века, так и не решаются. Многие годы женщины не получают равную оплату за равный труд. «Женщины зарабатывают на 28% меньше, чем мужчины с такой же квалификацией. Согласие женщин на такие условия приводит к тому, что «женские» сферы деятельности становятся менее оплачиваемыми, теряют престиж и привлекательность для талантливых специалистов»,- отмечается в исследовании. При этом: 36% занятых в экономике женщин имеют высшее образование. У мужчин этот показатель равен 28%. Как следствие, высококвалифицированных специалистов-женщин значительно больше, чем мужчин (63% и 37% соответственно).
Интересно, что число женщин-руководителей в России (и в Тверской области. Ред.) достаточно высоко: 41%. Причина этого – инициативность, стремление и умение создать собственное дело. Большинство из тех, кто посещает онлайн программы по развитию бизнеса – женщины: 52%.
В исследовании также отмечается роль женщин в цифровой экономике: женщин и мужчин там примерно поровну. Однако есть значительная разница в карьерных позициях.
Большую роль в формировании стратегии успеха у женщин играют стереотипы: карьеру в IT сыновьям готовы рекомендовать в 3 раза чаще, чем дочерям. Как результат, девушки-подростки реже говорят, что хотели бы связать свою жизнь с технологиями (7% против 14% среди юношей). Эта тенденция сохраняется и среди взрослых: 10% среди мужчин против 5% среди женщин.
В исследовании много внимания уделяется созданию стереотипов, которые формируются в семье: 71% россиян считает, что главное предназначение женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой.
Подавляющее большинство женщин (89%) считают, что мужчина должен обеспечивать семью, и только 45% согласны с утверждением, что женщина должна обеспечивать себя сама. Треть россиян (32%) считают, что женщина должна выбирать между карьерой и семьей, причем эта точка зрения более распространена среди тех, у кого есть дети.
Однако патриархальные установки прошлого негативно сказываются на ситуации в экономике и социальном развитии настоящего. Активные и перспективные женщины, столкнувшись с проблемой «стеклянного потолка» не имеют возможности выстраивать стратегии и принимать решения, участвовать в развитии страны и региона. И государство несет определенные потери, не используя в полной мере потенциал профессионалов.
О преодолении стереотипов и о новых возможностях, можно почитать в самой публикации здесь: https://nafi.ru/analytics/stereotipy-v-otnoshenii-zhenshchin-i-ikh-sotsialno-ekonomicheskie-posledstviya.
Мы попросили высказать свою точку зрения на гендерные стереотипы зав. кафедрой государственного управления ТвГУ, зав. лабораторией «Проблемы региональной экономики», профессора кафедры национальной экономики доктора экономических наук, кандидата физико-математических наук, профессора Галину Лапушинскую.
Она отметила, что стереотипы на уровне: женщина, дети и кухня не ломаются. Это глубинные установки. «Стереотип на то и стереотип, что таковым носителем не воспринимается. Заложен с молоком матери».
Исследование еще раз показало: если общество продолжит культивировать «вторичность» женщин на пути к успеху, то оно должно быть готово к серьезным проблемам. Оставить 54% населения страны в роли помощниц и саратниц – значит сохранить модель развития страны на уровне девятнадцатого века. Сейчас, на фоне социально-экономических последствий пандемии мы вряд ли можем себе это позволить… .
фото: https://znanio.ru