Фонды имени Юрия Щекочихина и Розы Люксембург провели онлайн встречу по теме «Домашнее насилие. Стратегия взаимодействия. Перспективы». Речь шла о том, как пандемия повлияла на ситуацию с этой важной проблемой, какие основные вопросы она обострила и может ли быть у этой застарелой проблемы свое решение. В беседе принимали участие руководитель филиала фонда Розы Люксембург в Москве. Кирстен Кайзер, представитель фонда Юрия Щекочихина, председатель международного клуба «Журналистика» Надежда Ажгихина, представитель Ивановского центра гендерных исследований Ольга Шнырова, представитель национального центра по предотвращению насилия «Анна» Марина Писклакова-Паркер, руководитель женской ассоциации»Согласие» (Тбилиси) Юлия Харашвили, автор портала Dapar.ru Светлана Анохина (Махачкала), многие другие эксперты. Тверскую региональную Ассоциацию журналисток представляла ее руководитель Светлана Рузлева.
На встрече отмечалось, что пандемия сказалась на положении дел в этой чувствительной сфере. И хотя в МВД не фиксируют роста случаев насилия, хотелось бы отметить, что там вообще не ведется специальная статистика по семейным делам. Что же касается экспертов, то у них разночтений по этому поводу не возникло. Практически все отмечали серьезность проблемы, ее обострение и необходимость принятия срочных решений. Фиксировались случаи и в Тверской области. К примеру, общественная организация «Твой шанс» рассказала в сетях о семейном конфликте, в результате которого отец ребенка насильно увез его от матери. Есть и другие случаи. Сама проблема также продолжает обсуждаться в социальных сетях. И не только в Твери. К разговору еще в апреле подключились пользователи сетей из Конаково. Самые разные случаи приводили участницы встречи. И все они сходились в одном: Закон о противодействии домашнему насилию много вопросов снимает. Он принят практически во всех республиках бывшего Советского Союза. За малым исключением. В это исключение входит и Россия. Юлия Харашвили подчеркнула, что в Грузии с помощью закона решают многие проблемы. Во всяком случае, агрессивно настроенные отцы семейств перестали чувствовать себя безнаказанными. В нашей стране закон встречает упорное противодействие со стороны консервативной общественности, что подчеркнула Ольга Шнырова. В Иваново, как и в Твери, сильны стереотипы и само неприятние закона основано не на его знании, а на стереотипах. Женщины убеждены, что с принятием закона увеличится число изъятий детей из семьи, хотя мировая статистика свидетельствует об обратном. Принимаются в штыки охранные ордера, хотя именно они не раз помогали женщине избавиться от абьюзера на время решения проблемы. Главное, что сегодня в обществе крепнут «традиционные» патриархальные установки, которые формируют оправдание насилия. Оно считается обычным делом. Проблема еще и в том, что если закон будет принят, то он потребует немалых затрат. Сейчас убежища для пострадавших женщин организовывают, в основном, общественные организации. Если будет принят закон, всю систему поддержки – от правовой до социальной – обязано взять на себя государство.
Есть и другие сложные проблемы, о которых говорили эксперты. Отдельная тема – это проблема домашнего насилия в республиках Северного Кавказа. Журналистки приводили ужасающие примеры подлинного средневековья: убийства чести, калечащие операции обрезания девочек.
Участницы встречи согласились с тем, что у закона серьезно «провисает» информационная часть. Она практически отдана на откуп консервативной части общества и противоположную сторону почти никто не слышит. Продвижение закона, его принятие в самом ближайшем будущем, возврат статьи о семейном насилии из административного права в уголовное – такие задачи поставили перед собой эксперты. Новая встреча с обсуждением конкретных планов состоится в ближайшее время.
фото: https://imag.one/news/