Международная конференция, которая должна была обсудить вопросы женских движений и гендерного равенства, в Твери не состоялась. Причина – коронавирусная инфекция и ограничения, не позволяющие столице Верхневолжья принять большое число гостей. А заявок на участие было действительно много: и из российских университетов, и из Финляндии, Германии, США, других стран. Тему «Женские девяностые» хотели обсудить многие, чтобы ответить на самые разные вопросы, в том числе и понять, где добились успехов и «что пошло не так». Мы встретились с преподавателем Тверского государственного университета, кандидатом философских наук, директором Центра женской истории и гендерных исследований Валентиной Успенской, чтобы поговорить о дне сегодняшнем и об уроках минувшего.
- Валентина Ивановна, мы редко встречаемся, к сожалению. Поэтому накапливается много вопросов. Как с точки зрения социолога поживают наши тверские женщины? Что происходит в стране и вокруг нее ? Ощущение, что сейчас женское движение активизировалось. Мы видим это не только по протестным акциям в Белоруссии, которые очевидно имеют женское лицо. Мы видим это и по событиям в России. Но у нас, скорее, женское лицо имеет консервативная часть общества, различные объединения «традиционалистов», сторонников размеренного течения жизни и патриархальных отношений. Что вы обо всем этом думаете?
- Я думаю, что наша жизнь многогранна и в ней есть сторонники различных точек зрения. Безусловно, протесты, которые мы наблюдаем в разных странах, демонстрируют женский активизм. И это явление нам необходимо изучать. Тем более, что опыт есть. Если помните, Тверь всегда была активной участницей очень многих мероприятий и дискуссий, связанных с проблемами гендерного равенства. Конференция, о которой мы начали говорить, во многом была посвящена этим процессам. Но все впереди. У нас проходят локальные встречи, интервью, которые лягут в основу будущей книги «Женские 90-е». Большую работу ведет наша давняя коллега и единомышленница Суви Салменниеми из университета Хельсинки.
- Суви, кстати, очень многое сделала для изучения гражданского общества Твери. До сих пор храню ее публикации. Очень интересно…
-Да, и с ней, и с американской исследовательницей Джулией Хэммент мы продолжаем давнее сотрудничество. Я должна сказать, что к российским женщинам в мире большой интерес. Мы примем участие в международной конференции, которая пройдет в мае в Хельсинки. Жаль, что коронавирус помешал провести нашу…
- И мне жаль. У нас там должна быть журналистская секция. Насколько я помню, ваши студенты даже материалы подготовили…
- Ну, студенты продолжают работать онлайн в любых условиях. А у нас обязательно будет русская часть проекта. Я ее курирую. И мы сможем рассказать немало интересного.
- Вы не раз высказывали свою позицию по поводу девяностых
- Да, девяностые были, конечно, лихие, но кроме бандитов там еще были мы. И ведь не сидели сложа руки?
-Конечно, нет! Я вообще вспоминаю интереснейшие дела. Это и школа, и проекты по женской истории, и кризисный центр «Гортензия», который просто был уничтожен. Это и неделя женского бизнеса. Да мало ли! А что сейчас? Начинать сначала?
- К чему-то действительно придется вернуться, поскольку перемены в обществе изменили и повестку. Сейчас делается упор на возвращение женщины домой. Ну, об этом мы еще поговорим. Но есть и продолжение. В нашем центре не прекращались исследования, студентам тема интересна. У нас появляются не только девочки, но и мальчики. И материалов много. Кстати, профессор университета Колорадо Барбара Энгель собрала богатейшую библиотеку тематических изданий и готовится прислать книги в наш центр. Ждем с нетерпением. Я уже говорила, что наши студенты очень активны. Есть много площадок, где обсуждаются вопросы равенства прав и возможностей и наш Центр – одна из них. Сегодня уже пошел курс «Гендер и политика». Все курсы у нас вопросительные. Потому что главный вопрос: а что здесь может быть интересно мужчинам…
- Вот я тут далека от оптимизма. Буквально позавчера спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что проблемы гендерного равенства у нас в стране нет. Если честно, меня это заставило призадуматься. Зачем же тогда правительство приняло Стратегию действий в интересах женщин, которая у нас будет существовать до 22 года? Мы, кстати, в Ассоциации журналисток этот документ активно обсуждали с Вашим участием….
- Конечно, я помню. Точка зрения Валентины Матвиенко доминирует в нашем обществе. Это происходит ровно до тех пор, пока не начинаешь заниматься темой. А здесь уже понятно становится, что все не так радужно. У нас практически не обсуждаются социально-экономические вопросы, разница в оплате труда ( женщины в России получают за равный труд 70% от зарплаты мужчин(ред), проблемы мигранток, проблемы «стеклянного потолка». У нас утверждается «мужская культура», которая не дает результата..
- Самое время задать Вам вопрос про «возвращение женщины домой». Мне очень интересно, куда нас собираются возвращать ? Это 53 процента трудоспособного населения посадить дома? Россия – одна из самых непропорциональных в гендерном отношении стран мира. У нас женщин больше. Ну, сядут все дома, и что дальше?
- Конечно, это пустые разговоры, никто домой не пойдет. Я вот часто в полемике со скептически настроенными студентами предлагаю отказаться от права на образование, от права на труд от права голоса. Это ведь все результат борьбы женщин и усилий мужчин, которые их поддерживали. Но вот эта «дорога домой» рождает активное несогласие в молодежной среде. И сегодня многие исследователи говорят о третьей волне борьбы женщин за свои права. Мы ее называем «девчоночий феминизм».
- А почему третья волна? Ну, первая понятно — это начало. А вторая где?
- Вторая волна — это Александра Коллонтай. Мы ее плохо знаем. А у нее есть дельная мысль о том, что развитие невозможно, когда людей разводят по признакам пола, расы и многим другим. Я могу привести еще работы на эту тему всем известной Анжелы Дэвис и менее известной Джудит Батлер. Гендер — это ведь такой конструкт, с помощью которого различные влиятельные группы присваивают те или иные функции.
- Вот, кстати, здесь все не так однозначно. Я сейчас начала смотреть сериал «Миссис Америка». Это о том, как активистка консервативной партии Филлис Шлэфли
разворачивает неожиданную кампанию против принятия поправки о равных правах для женщин. Для меня это было ново. Я не знала, что были американки, которые так рьяно сопротивлялись законодательству о собственных правах. Они ведь вели серьезную борьбу, пытаясь отстоять свое право быть дома, воспитывать детей, помогать мужьям и не заниматься социально-экономическим развитием. У них ведь тоже есть право на свой образ жизни и на свою точку зрения?
- Никто этого права у них не отнимал. Они ожидаемо проиграли. И причина очевидна: героиней «Миссис Америки» просто манипулировали. Женщины, выступавшие против закона, были из привилегированных классов, они боялись лишиться положения в обществе и привычного уклада. И их можно понять. Проблема в том, что у других женщин были свои цели. И они добивались равенства, чтобы иметь право на собственную значимость. С одной из лидеров движения, Глорией Стейнем, я встречалась.
- И вот тут, Валентина Ивановна, я перехожу к трепетному: сейчас наши консерваторы торжественно скажут, что мы пропагандируем западное чужеродство, а в России все иначе. Мы за традиционные ценности, за сохранение патриархальной семьи и патриархальных отношений. У нас давно решены все проблемы женщин и к нам все это никакого отношения не имеет. А повестка равенства навязана иностранными агентами... Мы будем жить в традициях!
- А что такое традиции? С какой эпохи начинается «традиционность»? С домонгольской Руси? Или с «Домостроя»? Я, конечно, все это вижу. Сейчас пытаются культивировать патриархат, терпение, создание многодетной и многопоколенной семьи. Я считаю, что это вопрос выбора. Если человек об этом мечтает, что ему помешает избрать такой образ жизни? Просто молодежь выбирает другое. Общаясь со студентами, я это вижу. Поэтому мы и говорим о «девчоночьем феминизме». Они уже не видели не только СССР, но и перестройку. Это поколение, которое понимает, что надо брать на себя ответственность за собственную жизнь. И они хотят строить ее в современных условиях: получить хорошее образование, сделать карьеру, родить желанных детей. Они видят мир, любят путешествовать. У них другой кругозор. И им решать, каким будет наше завтра.
Что же касается западного чужеродства... Здесь я могу сказать, что этот термин от незнания собственной женской истории. Если прочитать труды Натальи Пушкаревой о женщинах Древней Руси, можно узнать много интересного. Можно почитать о русском феминизме у Ирины Юкиной. Серьезных работ очень много. Я вот увлекаюсь интеллектуальными дискуссиями 15-17 веков. А еще женские письма о политике, философские учения. Здесь масса интересного. И ведь надо понимать, что женщины были практически лишены доступа к настоящему образованию.
Или вот уже девятнадцатый век, письмо Марии Цебриковой к императору Александру III. Коррупция, наглое потребительство, удаленность власти от народа. Я думаю, что это письмо надо читать обязательно, настолько оно современно...
– И что же Александр? Прислушался?
- Да нет, поступил традиционно: сослал под надзор полиции в Вологодскую губернию...
-Вот, казалось бы, следует понять, что женщинам не место в политике и государственных делах. Надо держаться поближе к борщу...
- А они не хотят, представляете? Цебрикову можно сослать, но ведь была Мария
Вернадская. А у нее сочинения о свободном труде, о вреде крепостничества. Интереснейшие труды очень молодой женщины: она умерла в 28 лет. И начало двадцатого века: Ариадна Тыркова, член партии кадетов... Но мы так далеко уйдем. Я хочу сказать, что в России есть своя собственная женская история. Вопрос в том, что далеко не все ею интересуются. У нас многие книги и документы уничтожены. Но в университете Хельсики, в славянской библиотеке, все есть. И там бережно хранятся свидетельства событий нашей истории.
- Валентина Ивановна, наш разговор бесконечен. Думаю, что и за несколько встреч всего не узнать и обо всем не переговорить. Поэтому ключевой отечественный вопрос: «Что делать?»
- Я тут недавно услышала фразу депутата Государственной Думы Ирины Яровой: «Мы против равенства, мы за женские привилегии». Ну и еще мы вместе узнали о точке зрения Валентины Матвиенко о полном благополучии в сфере равных прав и возможностей. Так что на Ваш вопрос я могу с полным основанием ответить: «Продолжать начатое». Очень скоро мы будем отмечать 30-летие организации «Женский свет». Она положила начало нашим делам. Сейчас ее опыт востребован. Еще не решены проблемы на рынке труда, еще не принят закон о предотвращении насилия в семье, еще не пришли женщины во власть на уровень принятия решений. Проблемы можно долго перечислять, но их необходимо решать. Мы можем многое, потому что в наших руках наука, а в наших планах — просвещение...
Беседовала Светлана Рузлева