Пандемия коронавируса, несмотря на снижение реальных доходов, не вызвала роста уровня бедности, но повысила зависимость части населения от социальных выплат и ухудшила настроения большинства граждан. Об этом говорится в «Мониторинге социально-экономического положения и социального самочувствия населения: итоги 2020 года», подготовленном Институтом социальной политики НИУ ВШЭ.
Как нас сообщили в Высшей школе экономики, авторами апрельского выпуска мониторинга стали проректор ВШЭ, директор ИСП Лилия Овчарова, директор Центра анализа доходов и уровня жизни ИСП Алина Пишняк и ведущий эксперт Центра Марина Красильникова.
Вспыхнувшая в прошлом году пандемия COVID-19 повлияла на доходы населения, его потребительские практики и настроения. Динамика доходов населения была разнонаправленной: в первом квартале 2020 г. они незначительно увеличились, в период пика пандемии во втором квартале – упали на 8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а в четвертом квартале снижение составило менее 2%. В годовом исчислении реальные доходы снизились на 3,5%.
Изменилась и структура доходов. Локдаун повысил роль зарплат наемных работников и социальных выплат. Доля первых в доходах увеличилась на 1,2 п.п. и достигла 58,9% (рекорд за период с 2013 года), вторых – на 2,1 п.п. и повысилась до 21%, это рекордный показатель, начиная с 2000 г. Вынужденный перерыв в оказании частных услуг и занятии промыслами значительно уменьшил поступления из «иных источников». Доходы от предпринимательской деятельности и от собственности снизились за год на 0,8 п.п. до рекордно низкого уровня: 5,2% и 4,3% соответственно. Кризис поставил в привилегированное положение занятых на крупных и средних предприятиях, отмечают авторы мониторинга.
Повышение доли социальных выплат в доходах населения вызвано тем, что из-за ограничительных мер, связанных с пандемией, пострадали занятые, которые до удара коронавируса чувствовали себя довольно уверенно на рынке труда. Помощь потребовалась тем, кто раньше на нее не претендовал, объясняет ответственный редактор мониторинга, директор Центра анализа доходов и уровня жизни ИСП Алина Пишняк.
Снижение доходов населения не привело к существенным изменениям в их распределении и росту бедности. Уровень бедности в 2020 году почти не изменился и составил 12,1% (12,3% в 2019). Сохранение уровня бедности при снижении доходов во многом объясняется тем, что от кризиса пострадали относительно обеспеченные слои населения, а помощь государства уязвимым группам во многом предотвратила их скатывание в бедность. В частности, выплаты семьям с детьми от 3 до 7 лет снизили уровень бедности среди этой категории с 32% до 24% и приблизили его к докризисному уровню.
Полная версия мониторинга: https://www.hse.ru/news/expertise/465648127.html