10 декабря в мире отмечается День прав человека (Human Rights Day). В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека – эпохальный документ, в котором были провозглашены неотъемлемые права, присущие каждому человеку вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Права человека – не абстрактное понятие. И судя по жарким дискуссиям, которые происходят сегодня в реальном и виртуальном мире, здесь еще много проблем. В уходящем году основным событием, которое определяет право граждан на создание системы правления государства, стали выборы разных уровней. Выбирали депутатов Государственной Думы, в нескольких регионах, в том числе и в Тверской области, выбирали губернаторов, прошли выборы в Законодательное Собрание. И теперь есть все основания обращаться по различным вопросам к тем представителям, которые должны отстаивать наши интересы. Происходит это или нет – вопрос нам самим, участникам выборного процесса.
Права человека должны быть соблюдены в самых разных областях. В минувшем и уходящем году все мы жили в условиях ограничений и сложностей, связанных с пандемией коронавирусной инфекции. И если посмотреть ежегодный Доклад Уполномоченного по правам человека в Тверской области Надежды Егоровой, то там говорится, что именно пандемия вызвала большое число жалоб людей на оказание медицинской помощи, ее доступность, своевременность. Коснулась проблема и обеспечения лекарствами, особенно дорогими, из льготного списка. Можно вспомнить и проблемы, связанные с выплатами врачам, работающим в непосредственном контакте с пациентами, инфицированными COVID-19.
Вторая проблема, которая отмечается в Тверской области – это социальная поддержка. Это и выплаты детям от 3 до 7 лет и несовершеннолетним от 16 до 18 лет, связанные с многими причинами, в том числе и с проблемой неорганизованного межведомственного взаимодейсвия.
Традиционно самыми многочисленными в почте Уполномоченного были обращения, касающиеся нарушений социальных прав граждан, в первую очередь, на получение медицинской помощи, права на жилище, социальное обеспечение, прав семьи и детей. В 2020 году таких обращений было более 66%, а в 2019 – более 58.
Правозащитники рассматривают вопросы, касающиеся гражданских прав и свобод, прав ни личную безопасность, прав в сфере культуры, конституционных прав. И здесь сложно выбрать, что важнее и какие именно нарушения заставляют чувствовать человека более уязвимым.
Что касается выбора редакции, то явным нарушением прав человека «Социум» отмечает игнорирование региональной властью мнения людей по многим вопросам. В частности, это касается восстановления Речного вокзала, запрет на проведение концерта группы Rammstein – мероприятия «конкурентов» на выборах. Есть и другая серьезная проблема: снятие мемориальных досок со здания медицинского университета. Они были установлены в честь наших расстрелянных соотечественников и поляков из Осташковского лагеря. Несмотря на проведенные следствия и архивные документы, «отрицатели» решили переписать историю. Впрочем, не только они. В Москве снесли стену с портретами репрессированных. Стрит-арт «Дожди истории» напоминал о расстрелянных, среди которых Николай Гумилев, Всеволод Мейерхольд, Осип Мандельштам, Даниил Хармс, Борис Пильняк, Александр Введенский. Так что Тверь в своем «отрицательстве» не одинока. Скорее, поддерживает тренд на формирование магистральной линии в новой истории.
Среди более «житейских» нарушений прав человека можно отметить право на труд , особенно трудоустройство людей с ограниченными возможностями. Стоит ли относить к нарушению прав человека различные коммунальные прорывы и бытовые катастрофы, заставляющие людей испытывать самые разные ощущения? В какой-то мере да, если эти радости жизни можно было предотвратить в момент подготовки к зиме.
Права в сфере межнациональных отношений, в сфере Интернет пространства, в пенитенциарной системе, в отношении людей старших возрастов, в отношении молодежи. Любая сфера нашей жизни касается интересов, прав и свобод.
Отдельная тема – нарушение прав детей – самых беззащитных людей в обществе. Здесь не утихают споры, есть ли у ребенка права или лучше его не учитывать и ограничиться «правами семьи»? Может ли он пожаловаться на невыносимые условия и издевательства или «родитель всегда прав»? Какие отношения у нас должны считаться «правильными»: когда создается большая семья во главе с отцом или семья, где мама и папа в одинаковой степени имеют право решать все вопросы? Это, наверное, самая сложная часть человеческих отношений. В ближайшее время копий будет сломано еще больше, поскольку декриминализация насилия в семье, закон о которой был принят с подачи ныне сенатора Елены Мизулиной и ее единомышленников, привела к очень серьезным последствиям. Настолько серьезным, что глава следственного комитета России Александр Бастрыкин предложил вернуться к обсуждению законодательства в этой сфере. Сейчас в Государственную Думу РФ внесен законопроект «О противодействии домашнему насилию», который юристы и правозащитники представляют в течение 20 лет. Наверняка последуют острые споры сторонников и противников, но уже в 2022 году мы сможем узнать, изменится или нет правовое поле в этой сфере.
О правах человека можно говорить и спорить долго. И важна сама эта возможность. Не только потому, что в споре рождается истина (сам этот тезис тоже сомнителен), но и потому что наши права – это фундаментальная ценность, позволяющая сохранять достоинство в любых ситуациях.
Сообщает Светлана Рузлева
Иллюстрация:http://president-sovet.ru