Точный домашний адрес – это не только удобство для почтальонов, таксистов и гостей. Это еще возможность победить в борьбе за свой, определенный законом, «суверенитет», за право на управление. Дом 7 по бульвару Ногина в городе Твери был сдан в эксплуатацию еще в 90-годы. Как нам сообщили в Центре общественного контроля в сфере ЖКХ Тверской области, сначала построили жилую секцию на 90 квартир и ввели ее в эксплуатацию. Потом рядом, вплотную, но на отдельном фундаменте и со всеми иными отдельными конструктивными элементами построили и ввели в эксплуатацию ЖСК на 90 квартир. Также с двух сторон, с отдельными актами ввода в эксплуатацию, пристроили нежилые помещения коммерческого использования.
Потом зачем-то (теперь никто не знает и не помнит – зачем) дали всему сооружению один адрес и откадастрировали один на всех земельный участок.
Все следующие неприятности являются следствием не основанного на законе, но бытующего представления: один адрес – это и есть один дом. Закон такой нормы не содержит. Более того, в жилищном законодательстве в определении «многоквартирный дом» нет даже упоминания об адресе. Есть ряд решений высших судов, которыми установлено, что один многоквартирный дом – это не один адрес, а наличие общего имущества.
В нашем случае в двух жилых и двух нежилых секция сооружения, имеющего общий адрес б-р Ногина, д. 7, нет имущества, принадлежащего всем собственникам помещений одновременно.
Поскольку ЖСК было зарегистрировано еще до начала строительства второй секции, то в первой секции с момента сдачи ее в эксплуатацию была управляющая организация. Позднее в первой секции было зарегистрировано ТСЖ. Нежилые помещения также существовали автономно. Т.е., с момента ввода в действие Жилищного кодекса РФ, провозгласившего, что в одном многоквартирном дом может быть только одна управляющая организация, весь дом находился как бы за пределами жилищного законодательства, если считать, что один адрес – это и есть один дом. Но все это, в сущности, никому не мешало.
Как отметила руководитель Центра Елена Юлегина, беда пришла неожиданно. Андрей Чибис, в бытность свою заместителем министра ЖКХ, на селекторном совещании сказал: один МКД – один прибор учета. Государственная жилищная инспекция сообщила об этом теплоснабжающей организации. Теплоснабжающая организация незамедлительно потребовала от ТСЖ, в отношении которого учет тепловой энергии осуществлялся отдельным прибором учета в соответствии с проектом строительства, плату за тепловую энергию по нормативу, что почти в два раза больше, чем по прибору учета.
Больше года ТСЖ пришлось доказывать свое право платить именно по прибору учета.
К счастью, к этому времени Верховный суд РФ принял решение о том, что в доме может быть несколько приборов учета, и соответствующие части дома могут платить за тепловую энергию в соответствии с их показаниями.
Казалось бы, проблема позади. Но тут подоспели новые неприятности.
Администрация г. Твери, пользуясь тем, что ТСЖ реально работает и хорошо обслуживает общее имущество, обязало именно ТСЖ отремонтировать дворовую территорию, как общее имущество, и, в первую очередь, парковку при магазине – самостоятельной пристройке.
С трудом ТСЖ отбилось от этого предписания. Но опять пришла беда.
В Региональную программу капремонта многоквартирных домов Тверской области включен объект «б-р Ногина, д. 7». Ничего, что у ТСЖ спецсчет, на который регулярно поступают взносы на капремонт членов ТСЖ. Ничего, что ЖСК не собирает взносы на капремонт ни на спецсчет, ни в общий котел. Ничего, что отдельно стоящие нежилые помещения вообще не подпадают под программу капремонта МКД.
Кто-то решил, что на деньги спецсчета ТСЖ надо ремонтировать весь том. Тогда собственники решили сменить адрес.
Провели собрание, подали документы в администрацию г. Твери и вскоре вышло Постановление о присвоении секции, в которой образовано ТСЖ, нового адреса – бульвар Ногина. Д. 7, корп. 1. На этом основании этот был внесен в Федеральную информационную адресную систему и ГИС ЖКХ.
Впереди много бюрократической работы: изменение Региональной программы, подтверждение спецсчета ТСЖ, решение вопроса со взносами на капремонт ЖКК, переадресация собственников квартир, разделение земельного участка.
Но принципиально вопрос решен: у ТСЖ свой самостоятельный адрес. Правовые и юридические консультации ТСЖ получало в Центре общественного контроля в сфере ЖКХ Тверской области.