Сразу несколько информационных сообщений последнего времени заставили задуматься о том, кто такой сегодняшний пенсионер. Во-первых, «Ростелеком» и Пенсионный фонд подвели итоги проекта «Азбука интернета» и посчитали его эффективным: 400000 представителей старшего поколения России стали свободно владеть компьютером после обучения. В Тверской области тоже есть призеры различных конкурсов, которые показали серьезность своего отношения к виртуальному миру. Во-вторых, движение «Мы вместе» и Областной Совет ветеранов запустили совместный проект, который призван привить старшему поколению грамотность финансовую и научить отбиваться от телефонно-интернетных мошенников ( кстати, до сих пор это никому еще не удавалось). В-третьих, Тверской государственный университет под руководством сенатора Людмилы Скаковской представил проект «для тех, кому «За». В проекте будут как постоянные курсы — «Цифровая грамотность», «Финансовая и правовая грамотность», «Психология», «Создание социального проекта», «Профориентация в старшем возрасте», так и отдельные лекции, мастер-классы, тренинги и экскурсии (например, «Краеведение», «Ландшафтный дизайн и садоводство», «Уроки здоровья и красоты» и др.).
Судя по направлению, наше государство озабочено низкой грамотностью своих граждан «третьего возраста» и стремится научить их разным активностям, чтобы хоть как-то приспособить к делу. Это понятно: число пенсионеров растет, а активностей больше не становится.
Еще пару десятков лет назад общественные объединения ветеранов стали меняться. К людям заслуженным, фронтовикам, партизанам, труженикам тыла стали прибывать новые поколения «молодых пенсионеров» - тех, кто застал войну в детском возрасте. Это уже были люди, которые с одной стороны помнили все ужасы военных лет (многие потеряли родителей), а с другой – формировались в эпоху шестидесятников, двадцатого съезда КПСС, на котором разоблачали культ личности Сталина и освоения космоса. У этих поколений было много общего: война и послевоенное время, общие утраты, преемственность. Но уже тогда хотелось чего-то нового. Кроме Совета ветеранов появился Союз пенсионеров, Детдомовское братство, Дети войны. Кроме того, возникли новые
организации, клубы, где объединялись по интересам и любители поэзии, и сторонники активного образа жизни, и цветоводы-любители. Эти организации дружили ( Союз пенсионеров входит в Совет ветеранов ассоциированным членом). Они и сейчас вместе собираются, организуют мероприятия и даже поют.
Ориентируясь на эти поколения, и занимается проблемой «третьего возраста» наше государство. Если вы зайдете на странички сайтов социальной поддержки, то найдете много разной информации о пособиях, льготах, проездных документах для ветеранов войны, труда и многих других людей, ликвидировавших последствия техногенных катастроф, работавших в условиях крайнего Севера и т.д. Это имеет отношение именно к пенсионерам века двадцатого.
Но сейчас достигло пенсионного возраста поколение внуков ветеранов. А это совсем не то же самое, что «дети войны». Это люди, чья активная молодость пришлась на девяностые. Короче говоря, пенсионного возраста достигло поколение первых бизнесменов Страны Советов. Это, разумеется, весьма условно. Потому что именно в девяностые рождались не только представители бизнеса : легализовывались и пытались облагородиться представители криминала, стремительно все теряли и пытались удержаться на плаву представители науки, образования, техническая и творческая интеллигенция. Не менее стремительно теряли работу труженики предприятий, колхозов и совхозов. Последние стали ожидаемо разваливаться, пополняя безработными более крупные города. Среди всей этой пестрой картины, которая еще ждет своих исследователей и художников, явно проявлялись люди, которые привезли из-за рубежа первые компьютеры, научились на них работать сами и научили других. Именно это поколение, стремительно создавшее на постсоветском пространстве новый виртуальный мир, сотовую связь, и невероятную жизнь, выходит сегодня на пенсию.
И это совершенно новые люди. Они пережили то, чем потом станут пугать детей: эпоху перемен. Они помнят, как ровно 30 лет назад началась доставка гуманитарной помощи, известная как операция Provide Hope («Подай надежду»). Они помнят очереди уже неизвестно за какими продуктами, помнят вкус тушенки и томатов в жестяных банках. «Гуманитарку» прекрасно помнят и в Твери. Ею занимался первый демократический городской Совет и лично депутат Флорентино Алонсо. За «гуманитаркой» выстраивались очереди, люди старались получить все, что только можно. А молодые, активные и сильные — те, кто сейчас вышел на пенсию, давали себе слово: «Никогда больше!».
Целое поколение людей усвоило правило «выжить в новых условиях». Кто-то, оставив работу в НИИ, отправился с сумками покорять Польшу и Турцию. Ларьки стали заполняться какой-то продукцией. С ящиков, установленных на земле, стали продавать «ножки Буша», а на рынках появились разнообразные произведения китайского портновского искусства, которые расползались по швам. Можно было выбирать: сохранять верность профессии и смириться с бесконечными задержками зарплат и административными отпусками, либо осваивать основы рынка и становиться «челноками». Впрочем, сохранять верность профессии тоже можно было далеко не всегда: предприятия и организации закрывались, давая возможность сотрудниками искать себя на улице или в новой сфере, связанной с куплей-продажей всего на свете. О девяностых можно вспоминать долго, как и о нулевых, которые почему-то принято называть тучными. Люди, которые пережили смену эпох, а значит и смену ценностей на прямо противоположные, усвоили для себя несколько простых уроков: во-первых, не верь работодателю. Многие, открывая свои трудовые книжки, не обнаруживали там записей, а значит, трудовой стаж терялся. Во-вторых, не верь государству. Когда пришло время готовиться к пенсии, наши «народные избранники» легко и весело увеличили пенсионный возраст, мотивируя тем, что уж теперь заживем и пенсия повысится. В результате всех этих манипуляций средняя пенсия сократилась на 0,1%, чего не скажешь об инфляции. В-третьих, поколение «юных пенсионеров» озаботилось своей жизнью самостоятельно. Ключевой вопрос российской и, в частности, тверской действительности: сидеть ли бабушкам с внуками, повис в воздухе.
Часть жизни поколений новых пенсионеров проходит в Интернете, что вполне объяснимо. По данным «Росстата» более 56 % людей в возрасте старше 55 лет пользуются Интернетом активно, более 57% имеют аккаунты в социальных сетях. Даже беглый просмотр сайтов для тех, кому «за» ( А их можно посмотреть, к примеру, здесь: https://www.3vozrast.ru/article/htr/12345/19640 или здесь: https://www.kcson.info/sajty-dlya-pozhilyh-lyudej) позволяет понять, что интересует нынешних начинающих пенсионеров. На первом месте стоят способы дополнительного заработка, в том числе и в Интернете, освоение новых технологий и получение новых компетенций. Конечно, есть и дачные советы, и кулинария и цветоводство, но этот круг тем интересует не только пенсионеров. Какие проблемы нынешнее поколение людей, выходящих на пенсию, считает самыми главными, требуется изучить отдельно, что информационное агентство «Социум» и намеревается сделать в ближайшее время.
А в разговоре с председателем Тверского областного Совета ветеранов Ларисой Щербаковой выяснилось, что людям не хватает уважения. Именно признания того, что было сделано в девяностые и в последующие годы недостает нынешним пенсионерам. У них практически нет льгот, далеко не все имеют право на звание «Ветеран труда», они полностью оплачивают, за редким исключением, все жилищно-коммунальные услуги, частную медицину и главное — Интернет и сотовую связь. Они многое успели сделать и ничего не просят у государства. Они не знают слов «Нам положено». И хотят только одного: уважения и признания. Таков первый взгляд на портрет современного пенсионера. А будут и другие: мы сможем поговорить об эйджизме, о дискриминации по возрасту на рынке труда, о защите прав и создании возможностей. И мы узнаем мнение экспертов по этим и другим вопросам... .
Сообщает Светлана Рузлева
фото: yandex.ru
Тверской областной Совет ветеранов