Тверское региональное информационное агентство "Социум"
 
Специальные возможности  
Библиотека Тверского регионального информационного агентства "Социум"

 Рубрики

 
 ГЛАВНАЯ 

 ТЕМА ДНЯ

 МЫ ГРАЖДАНЕ
 >>наши дети
 >>наши родители
 >>наша семья

 КЛУБ "ГРАЖДАНИН"

 НАШЕ ПРАВО
 >>Законы региона
 >>права человека
 >>общественная экспертиза

 ОБРАЗОВАНИЕ
 >>наука
 >>просвещение

 ЗДОРОВЬЕ
 >>здравоохранение
 >>образ жизни

 СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
 >>защита
 >>информация

 СРЕДА
 >>экология

 СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
 >>ответственный бизнес
 >>благотворительность

 НАШЕ ТВОРЧЕСТВО

 ОТЧЕТ

 АРХИВ
 
 
 ОБ АГЕНТСТВЕ
 
 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

 Поиск

 
 

 Партнеры

 
Дирекция центра творческих программ Союза журналистов
 
Совет общественности при губернаторе Тверской области 
 
Общественная палата Российской Федерации 
 
Центр общественной информации
 
Фонд развития информационной политики 
 
 
 
Общественная палата Тверской области
 
Некоммерческие организации Тверской области
 
Информационный портал для молодых журналистов
 






 ГЛАВНАЯ
 
Местное самоуправление скукоживается
11 сентября, в Единый день голосования,  в 15 муниципальных образованиях Тверской области пройдут выборы в представительные органы местного самоуправления. В последний раз изберут депутатов сельских поселений в Торжокском  и  Конаковском районах.  В других муниципалитетах, которые уже обрели статус городских и муниципальных округов, выборы сельских депутатов отменены. И это не последняя новация в ограничении прав  местного самоуправления. Участие граждан в управлении территориями постоянного проживания постепенно и неумолимо сходит на нет.
В Твери 11 сентября предстоят выборы в городскую думу. Выборы пройдут по мажоритарной системе, кандидаты по партийным спискам в них участвовать не будут. Хорошо или плохо это нововведение для населения – пока неясно.
Впрочем, новациям, ограничивающим права местного самоуправления, - не год и не два, а почти два десятилетия. Граждане Твери уже успели подзабыть, когда они напрямую избирали главу города. А проходили  те последние прямые выборы    в далеком 2003 году. После этого главой города становился один из избранных депутатов городской думы. Был период, когда действовала двуглавая система, при которой  городом правили  глава Твери и глава городской администрации. 
Получилось так, что власть, которая всего ближе к населению, это самое население лишили права выбирать напрямую. С 2004 года стала формироваться вертикаль власти, и местное самоуправление последовательно и упорно встраивается в эту вертикаль.
В последнее время главу не только Твери, а и любого другого городского округа назначают окружные депутаты из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. В комиссию должны входить представители от губернатора области, он же наделен правом выдвигать кандидатов на пост главы городского округа. В этом прямо прослеживается узаконенное вмешательство государственной власти в формирование органов муниципального управления. Процесс проходит не всегда четко. Как сетует в социальных сетях депутат думы Удомельского городского округа Дмитрий Подушков, предложения от губернатора в состав конкурсной комиссии затягиваются, хотя срок полномочий главы округа давно истек и он остается на должности не вполне легитимно.
С формированием депутатского корпуса тоже возникали замысловатые конструкции. В ряде муниципальных районов Тверской области депутатами местных собраний становились по два депутата от городских и сельских поселений. Возникали парадоксальные ситуации, когда в состав представительного органа муниципального района с населением в 30-50 тысяч человек входил депутат, набравший в своем поселении две сотни голосов избирателей. От этой практики все же отказались из-за явной ее абсурдности. Упразднена  и так называемая двуглавая система управления, действовавшая и в сельских поселениях. Населения – меньше тысячи человек, а начальников – два: глава поселения и глава администрации. Причем, тот и другой получали должности без участия избирателей. Почти весь скромный бюджет поселения уходил на зарплату чиновникам.
Ограничение  прав местного самоуправления прослеживается и в сужении  материальной и финансовой базы, необходимых муниципалитетам  для осуществления своих полномочий. Так, например,  в Твери важнейшие объекты имущественного комплекса – предприятия  системы жизнеобеспечения, находившиеся в муниципальной собственности («Водоканал», «Гортеплоэнерго»),  перешли во владение коммерческих структур (не без  участия городских чиновников), а затем по воле губернатора пополнили  собственность Тверской области. Муниципального предприятия  ПАТП ¹1 в Твери теперь нет, поэтому муниципалитет   не имеет возможности  влиять и на работу городского общественного транспорта.
Бюджетная политика государства ограничивает и финансовые возможности местного самоуправления. Согласно имеющимся данным, налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов в стране составляют менее 45%. В сельских поселениях бюджет образуют всего два налога – земельный и на имущество физических лиц. Только 15% налога на доходы физических лиц идет в муниципальные бюджеты. Более половины доходов местных бюджетов восполняют межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции). Средств все равно не хватает, за них идет упорная борьба, чаще всего подковерная.  В распределении финансов из вышестоящего бюджета  между муниципалитетами велика доля субъективизма. Важную роль играют  пробивная сила главы муниципалитета в выколачивании финансов, а также лояльность областного руководства к должностным лицам определенной территории.
В сложившихся условиях мотивация чиновников органов местного самоуправления к энергичной деятельности на благо жителей находится на низком уровне, поэтому и деятельности как таковой зачастую не видно.
Оживление  местного самоуправления в ближайшей перспективе не просматривается. Скорее наступает его закат. В первом чтении принят законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Этот документ реально покушается на конституционную норму, отделяющую систему местного самоуправления от государственной власти. 
В связи с созданием городских и муниципальных округов законопроект отменяет двухуровневую систему  местного самоуправления. Муниципальные образования  первого уровня -  городские   и сельские поселения – из системы местного самоуправления исключаются. Депутаты там избираться не будут. В селе на общественных началах будут управлять старосты. Главы городских и муниципальных округов будут  назначаться без участия населения. (Прямые выборы глав как один из трех вариантов в законопроекте  все же присутствуют, но, судя по сложившейся повсеместной практике, вряд ли этот вариант будет применяться). Главы регионов получают право вмешиваться в деятельность руководителей муниципальных и городских округов, воздействовать на них мерами наказания вплоть до выражения недоверия. 
Окончательное принятие закона Госдума перенесла на предстоящую осень. По всей вероятности, он будет принят. Что вполне может стать  реквиемом по местному самоуправлению.

Сообщает Евгений ШИМИН

Иллюстрация:https://yakutia.mk.ru

Опубликовано 08 07 2022 10:45
сегодня: 22/11/24
Погода в Твери
Лента новостей
 
21 11 2024 12:45 21 11 2024 12:31 21 11 2024 12:12 20 11 2024 16:16 20 11 2024 16:01 20 11 2024 11:53 20 11 2024 11:38 18 11 2024 16:56 18 11 2024 12:28 18 11 2024 12:13 15 11 2024 14:54 15 11 2024 11:06 15 11 2024 10:47 14 11 2024 12:17 13 11 2024 15:59 12 11 2024 16:33 12 11 2024 10:40 12 11 2024 10:11 11 11 2024 12:34 11 11 2024 11:41
 
Наши материалы
в формате RSS
RSS

 
 

Copyright © 2007 - 2024 Тверское региональное информационное агентство "Социум"
Разработка: Г. Успенский

  e-mail:support@tversocium.ru