Служба исследований hh.ru выяснила, как изменилось отношение к женщинам на рынке труда в ЦФО, в том числе в Тверской области.
Как сообщили в рекрутинговой компании, в конце 2022 года роль женщин в российской экономике возросла – расширилось число вакансий, на которые более охотно приглашают женщин, некоторые специальности «сменили гендер». Среди собственников и управляющих компаний число женщин также растет – и по причине релокации части предпринимателей-мужчин, и в силу долгосрочной эволюции российского бизнеса, который постепенно преодолевает гендерные предрассудки.
Дискриминация при найме
Одной из ключевых тем исследования был вопрос о дискриминации при приеме на работу, повышении статуса или зарплаты женщин. В 34% случаев респонденты заявили, что в их профессиональной сфере женщины подвергались дискриминации: их могли реже принимать на работу, реже повышать им зарплату или продвигать по карьерной лестнице. Чаще всего о таких фактах рассказывали представители сферы искусства, масс-медиа, юристы, а также банковские служащие.
Примечательно, что еще каждый пятый опрошенный (22%) признался, что раньше подобной дискриминации женщин было много, но за последний год таких случаев стало меньше. Причем среди опрошенных представителей CFO, CIO, CEO (высшей руководящей категории работников) доля таких респондентов наиболее высока. То есть, дискриминационные факторы за последний год наиболее заметно снизились именно в топ-менеджерском составе.
Кроме того, почувствовали, что проявления дискриминации в отношении женщин за последний год стало меньше, респонденты в возрасте до 24 лет (29%), а также представители HR-сферы, производственники, бухгалтеры, ИТ-специалисты, маркетологи и строители.
Среди прочих категорий работников чаще других (37%) о дискриминации в отношении женщин в своей сфере или профессии заявляли представители линейного персонала.
Руководитель и гендер
В ходе опроса выяснилось, что при трудоустройстве на новое место работы больше половины опрошенных (57%) в целом не придают никакого значения тому, какого пола будет их руководитель. Причем мужчины-респонденты на 5% чаще, чем женщины, отвечали, что для них не важен пол их будущего начальника. Наиболее лояльны к женщинам-руководителям респонденты в возрасте от 18 до 24 лет (15% выбрали бы женщину-руководителя). Также среди этой же возрастной категории соискателей самая высокая доля тех, кому безразлично, какого пола будет начальник. А вот среди респондентов старше 44 лет чаще предпочитают мужчин-руководителей (38% отдали бы предпочтение начальнику-мужчине при выборе нового места работы).
В профессиональных сферах наиболее важно, чтобы ими руководил мужчина, для юристов (45%), представителей производственной сферы (44%), а также госслужащих (44%). Отдадут предпочтение руководителю-женщине представители ресторанно-гостиничного бизнеса, транспорта и логистики, работники науки и образования, искусства и масс-медиа, а также начинающие специалисты и студенты.
Компетенции и стиль управления
Большинство региональных респондентов (66%) не верят, что существует «женский» или «мужской» стиль управления, и на самом деле все зависит от профессиональных качеств, а не от пола руководителя. Уверены в обратном лишь 29% опрошенных, остальные затруднились ответить.
При этом женщины-респонденты на 11% чаще мужчин склонны верить в отсутствие зависимости стиля управления от пола. Примечательно, что чем моложе респонденты, тем чаще они уверены, что стилей управления, зависящих от гендера, не существует: 81% опрошенных в возрасте до 24 лет дали отрицательный ответ, в то время как респонденты 55+ лет в 43% случаев настаивают, что вс¸-таки «мужское» и «женское» управление командой существует.
Успешный мужчина и успешная женщина
В рамках опроса респондентов попросили выбрать топ-5 наиболее важных показателей, которые соответствуют образу успешной женщины и успешного мужчины. В итоге ключевыми факторами успеха для женщин и мужчин стали одни и те же показатели: уверенность в себе, самосовершенствование, материальная независимость, высокие жизненные цели, а также лидерские качества.
Среди показателей успешности для мужчин чаще встречаются: высокие жизненные цели, карьера, широкий круг знакомств, большой заработок, своя жилплощадь, а также собственный бизнес.
Среди показателей для женщин чаще можно увидеть: уверенность в себе, постоянное обучение новому, уход за собой, уважение к другим, энергичность и позитивность, многочисленные путешествия, а также умение все успевать.
Мнения респондентов относительно их собственной успешности 44% считают себя успешными, 47% – нет, остальные затруднились ответить.
Иллюстрация:https://com-business.ru