Фонд социального развития и охраны здоровья «Фокус-Медиа» представил первые итоги пятилетней деятельности в рамках проекта «Глобальное объединение усилий против СПИДа» (ГЛОБУС), осуществляемого консорциумом некоммерческих организаций («Фокус-Медиа», Открытый институт здоровья, фонд «Центр социального развития и информации» (PSI), «СПИД фонд Восток-Запад» (AFEW), «СПИД-Инфосвязь»). Об этом сообщило агентство социальной информации. В пресс-конференции, состоявшейся 14 мая в РИА «Новости» при поддержке АСИ, приняли участие представители фонда «Фокус-Медиа» и региональных партнеров проекта.
В рамках проекта кампаниями были охвачены Санкт-Петербург, Республика Бурятия, Республика Татарстан, Красноярский край, а также Вологодская, Нижегородская, Оренбургская, Псковская, Тверская и Томская области. В большинстве из них, по предварительным данным, в 2008 году отмечена тенденция снижения прироста заражения ВИЧ среди молодежи. Точные данные, как и полные результаты проекта ГЛОБУС, будут представлены в рамках III Международной конференции по ВИЧ/СПИДу стран Восточной Европы и Центральной Азии, которая пройдет в Москве в октябре.
Проект ГЛОБУС стартовал в августе 2004 года. Его цель - стимулирование выработки эффективной национальной стратегии в борьбе с ВИЧ, а также ее реализация в ряде регионов. В ходе проекта было разработано и проведено три кампании по пропаганде безопасного сексуального поведения и две – по привитию толерантного отношения к ВИЧ-позитивным среди молодежи.
Личное участие в акциях приняли более 1 млн человек (22% молодежи вовлеченных в проект регионов). За время реализации проекта произведено и распространено более 5 млн экземпляров печатных материалов, в эфире федеральных и региональных телеканалов более 50 тыс. раз бесплатно показаны ролики социальной рекламы. Как подчеркнула специалист по кампаниям в СМИ фонда «Фокус-Медиа» Оксана Баркалова, если бы за размещение рекламы нужно было платить, только на федеральных телеканалах она обошлась бы более чем в 2,5 млн долларов.
В результате реализации проекта увеличилась информированность молодежи о ВИЧ, путях ее распространения и способах защиты, что повлияло на формирование толерантного отношения к ВИЧ-позитивным. На 15% увеличилось количество молодых людей, имеющих правильные представления о путях передачи ВИЧ-инфекции и способах защиты. Так, в марте 2006 года их число, судя по ответам на вопросы анкеты, составляло 30% от числа всех опрошенных, в сентябре 2007 года – 35%, в январе 2009 года – 44,4%. Несмотря на положительную динамику, общая масса неправильных представлений о путях передачи ВИЧ велика. Однако доля респондентов, считающих, что государство должно изолировать ВИЧ-положительных, с 2005 по 2008 годы снизилась на 12%, а число людей, которые вели бы себя «как ни в чем не бывало» при встрече с ВИЧ-инфицированным, увеличилось на 9%.
По мнению директора фонда «Фокус-Медиа» Евгении Алексеевой, залогом успеха проекта ГЛОБУС стали пять факторов, которые должны лежать в основе всех кампаний по профилактике ВИЧ. Это - предоставление молодежи объективной и непредвзятой информации без морализаторства и запугивания; не только постановка проблемы, но и предложение решений; комплекс мероприятий в рамках кампании; последовательное проведение нескольких кампаний; привлечение региональных организаций ко всем проектам. Как отметила исполняющая обязанности координатора программ ВОЗ по борьбе с ВИЧ/СПИДом в России Елена Вовк, опыт проекта ГЛОБУС будет учтен ВОЗ и, возможно, применен в рекомендациях по борьбе с распространением с эпидемией ВИЧ/СПИДа.
В программе по информационному сопровождению проекта участвовала и Тверская региональная ассоциация журналисток.