Штраф за безбилетный проезд в пригородных электричках необходимо довести до европейского уровня, сообщил начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых.
"По нашему мнению, возможно увеличение суммы штрафов хотя бы до европейских стандартов. Там цифры начинаются с 60 евро: в Швейцарии 60 евро, такая же сумма в Германии, во Франции 80 евро. Мы предлагаем увеличить суммы и взыскание платежей передать перевозчику".
Сейчас сумма штрафа, установленная Кодексом об административных правонарушениях, составляет 100 рублей. При этом нет и четкой системы взыскания этих сумм. О том, когда услуги железнодорожников для "обилечененных" пассажиров достигнут "хотя бы европейских стандартов", руководство РЖД предпочло не сообщать.
Напомним, в 2010 году руководство РЖД объявило настоящую войну "зайцам" в электричках. С 26 апреля по 26 мая был проведен месячник по усилению борьбы с безбилетным проездом в поездах пригородного сообщения. Во время проведения месячника желехнодорожники увеличили количество рейдов по проверке билетов в электропоездах и на станциях, у турникетов во время перронного контролядежурили сотрудники пригородной дирекции МЖД.
Цель подобных мероприятий - снижение убыточности пригородных перевозок, пресечение преступлений и административных правонарушений граждан на объектах пригородного железнодорожного транспорта, а также выявление нарушений, допускаемых работниками при обслуживании пассажиров.
РЖД еще в феврале запустила пилотный проект по борьбе с безбилетными пассажирами, приставив контролеров к каждой двери электричек. Эксперимент начался на железнодорожном направлении Москва-Тверь. Новшество почему-то было решено проводить в самое напряженное время, когда тысячи пассажиров едут на работу и возвращаются домой вечером.
Новый эксперимент начался с направления, где минимальное количество остановок. На Ленинградском направлении (Москва-Химки-Зеленоград-Клин-Тверь) в каждом вагоне четырех самых популярных электричек работало по одному кассиру-контролеру. На станции отправления они пускали внутрь только пассажиров с билетами. А на промежуточных станциях продавали их тем, кто сел "зайцем". Для входа пассажиров на конечных станциях былаоткрыта только одна дверь в каждом вагоне. В утренние и вечерние часы пассажиры были вынуждены проталкиваться через одну дверь, чтобы попасть в вагон электрички. Причем войти в него на конечных станциях можно было только при предъявлении билета разъездному кассиру. Кассиров-контролеров железнодорожники намерены выставить у каждой двери прибывающей электрички.
На других остановках в пути следования посадка и высадка производилась из обеих дверей всех вагонов. Тем, кто решил схитрить и купил дешевый билет до ближайшей остановки, в этих составах придется все же заплатить полностью. В пути следования кондукторы проверяли билеты у вошедших пассажиров. Для борьбы с «зайцами» все средства хороши.
Если кто наблюдал посадку на электропоезд Москва-Тверь, особенно летом и в часы-пик, а еще лучше в пятницу или субботу, когда кроме постоянных пассажиров, поезда заполняют дачники, то видели, как в приоткрытые окна вагонов забрасывают сумки, чемоданы, пропихивают детей, чтобы занять места. Представить себе, какая будет давка при новой системе посадки в электричку, просто невозможно. Но работники железнодорожного транспорта уверены, что привыкнут люди к такой системе так же, как привыкли к турникетам в наземном транспорте. Ведь первое время это новшество пассажиры встретили в штыки, особенно на загруженных автобусных и троллейбусных маршрутах «спальных» районов. Но со временем привыкли. А сборы за проезд у Департамента пассажирского транспорта города превысили 25% относительно прежних показателей.
Отдельный вопрос – работа контролеров. Общеизвестна практика, когда контролеры собирают с безбилетников определенные суммы, и часть этой выручки кладут себе в карман. Не продолжится ли подобная практика и при нынешних нововведениях, сказать сложно.
По данным РЖД, в сутки на Ленинградском направлении проходит 15 тысяч "зайцев".