2 декабря 2010 г., в канун Новогодних и Рождественских праздников, Тверская областная картинная галерея представляет своим посетителям фондовую выставку зимних пейзажей от начала ХХ века до наших дней.
«Открывает» выставку «Зимний пейзаж» Витольда Бялыницкого-Бируля (1872-1957). Имя этого замечательного художника теснейшим образом связано с «Дачей ”Чайка”» (ныне – филиал Тверской областной картинной галереи центр культуры и искусства «Дача ”Чайка”»), расположившейся в доме, построенном Витольдом Каэтановичем в 1912 году на живописном берегу озера Удомля. По-видимому, в этих краях и написана представленная на выставке работа. В ней художник запечатлел пасмурный холодный зимний день в деревне, когда морозная дымка «подкрашивает» вс¸ сизоватым цветом, и покрытые снегом крыши домов почти сливаются с бледным облачным небом.
С усадьбой Домотканово (ныне - филиал Тверской областной картинной галереи Мемориально-художественный музей Валентина Серова) связана Мария Владимировна Дервиз-Фаворская (1887-1959), автор пейзажа «Зимний день. Иней», также экспонируемого на выставке. Художница родилась в усадьбе Домотканово, славившейся своей артистической атмосферой. Родители и приходившийся ей двоюродным дядей Валентин Серов с детства поощряли все художественные начинания маленькой Марии фон Дервиз. Неудивительно, что Мария Владимировна стала впоследствии художницей, преподавала рисование, иллюстрировала книги и журнал «Вокруг света». Став женой выдающегося русского художника, сценографа, мастера ксилографии и книжной графики, искусствоведа Владимира Андреевича Фаворского (1886-1964), она приняла роль спутницы великого человека, разделила его славу. Однако е¸ творчество, при всей его камерности, самостоятельно. В работах художницы безыскусная, казалось бы, верность облюбованному натурному мотиву соединяется с цельностью его восприятия и артистической точностью в использовании живописного языка.
Несколько особняком на выставке пейзажей стоит жанровая картина Аркадия Пластова (1893-1977) «Первый снег» (1946). Здесь художник предста¸т перед нами не в своей привычной роли признанного классика советского искусства, а как русский художник-реалист, предельно искренний, преданный родной природе, умеющий увидеть красоту в простом мотиве и запечатлеть е¸ правдиво, без прикрас, ничего не добавляя.
Особого внимания заслуживает представленный в витрине «Зимний пейзаж» Александра Самохвалова (1894-1971). Этот небольшой изысканный по композиции и цвету этюд представляет нам художника, широко известного как автор монументальных образов «героинь труда и спорта», в другой ипостаси. В этой же витрине можно увидеть редкие почтовые открытки с воспроизведениями зимних пейзажей Анны Петровны Остороумовой-Лебедевой (1871-1955), Альберта Николаевича Бенуа (1852-1936) и Мстислава Валериановича Добужинского (1875-1957).
Продолжена тема зимнего пейзажа на выставке работами художников Академической дачи Николая Комиссарова (1922-2002) («Заснеженная сосенка», 1959), Корюна Казанчана (1920-1991) («Зима»), Нины Скорубской (род. в 1918 г.) («Зимний день», 1934 – ранняя, ученическая работа, выполненная до приезда на «Академичку»), Николая Викторовича Дочкина (род. в 1935) («Морозный день», 1988), а также работой Всеволода Солодова (род. в 1930 г.) «Зимнее утро» (2006), любезно подаренной Тверской областной картинной галерее автором в мае этого года в честь Дня Музеев.
В рамках выставки «Зимняя сказка» Тверская областная картинная галерея предлагает посетителям также ознакомиться с мультимедийной образовательной программой «Зимний пейзаж в истории искусства».