Сегодня в областной администрации прошло заседание Градостроительного совета «На стыке территориальных интересов: итоги разработки схемы территориального планирования Калининского района Тверской области».
Такая тема выбрана не случайно, ведь в ней заложена проблематика совместимости интересов территорий разного уровня и управления. А именно: Калининского района, города Твери, пригородом которого фактически является значительная часть Калининского района; сельских поселений, входящих в состав района. Кроме того, Тверь и зона ее агломерации являются организующим территориальным центром региона.
Разработка схемы терпланирования длилась в течение трех лет. Работа началась еще в 2007 году. Наличие схемы позволяет планировать развитие территории, обеспечивающее его устойчивое социально-экономическое развитие, создавать оптимальные условия для развития производства, жилищного строительства, рационального использования всех видов ресурсов, улучшения экологического состояния территории и сохранения объектов культурного наследия.
Главный архитектор проекта Зоя Федулова (Российский институт «Урбанистика» г. Санкт-Петербург) выступила с презентацией схемы. Валентина Петрушко, заведующая отделом архитектуры и градостроительства, главный архитектор Калининского района, отметила ряд трудностей, с которыми пришлось столкнуться при разработке схемы. Это прохождение по территории Калининского района высокоскоростной автомобильной трассы и высокоскоростной железнодорожной трассы. Также необходимо разрабатывать проект охраны на эко-объектах.
Глава Калининского района Елена Абрамова отметила, что параллельно с разработкой схемы терпланирования разрабатываются генпланы сельских поселений. Во всех сельских поселениях будут проведены публичные слушания.
В своем выступлении заместитель главного архитектора города Раиса Тарасенко выразила свое критичное отношение к схеме. Территория Калининского района в 30 раз больше городской, а население здесь в 10 раз меньше. Площадь Твери – 15,5 тыс. га, население 409,3 тыс. чел; в Калининском районе площадью 415 тыс. га проживает всего 48 тыс. чел. Согласно схеме можно наблюдать тяготение Калининского района к городу, соответственно происходит отток от периферии к центру, что не есть хорошо. Тверь и сейчас испытывает огромные транспортные и экологические перегрузки. Территорий с зелеными насаждениями слишком мало. На территориях, граничащих с городом, планируется создание промышленных зон, отсюда увеличение нагрузки на город. На инженерную инфраструктуру города садятся предприятия Калининского района. Из-за прохождения платной трассы в районе Черногубово, городское население будет отрезано от зеленой зоны, от Тверцы. Дорога не будет иметь дополнительных съездов. Одного, в районе Бежецкого шоссе не достаточно.
Александр Ткаченко, член градостроительного Совета, сравнил обсуждаемую схему терпланирования с бубликом, на ней не отражено взаимодействие Калининского района и города Твери. Пригородная зона – арена столкновения территориальных интересов. Город расползается, но это не значит, что нужно менять границы и воевать за эти территории. Пригородная зона должна быть шире, чем 5 км. от Твери, более того, она выходит за пределы Калининского района. «Району схема необходима как воздух, утвердить ее можно, но необходимо признать, что она нуждается в доработке и переосмыслении», - подытожил свое выступление Александр Ткаченко.
Павел Поляк, заместитель губернатора Тверской области, председатель Градостроительного совета поручил докладчикам до конца января внести корректировки в схему терпланирования, т.к. она не может быть рекомендована с таким количеством замечаний.