Сколько россиян пользуются Интернетом и кто из них "сидит" в социальных сетях, выяснили социологи Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ). Итоги опроса "Россияне в Сети" представила директор по коммуникации ВЦИОМ Ольга Каменчук на медиафоруме, посвященном региональным СМИ. Опрос был проведен 4-5 февраля, в нем приняли участие 1 тыс. 600 человек.
Выяснилось, что 55% россиян хотя бы раз в месяц пользуются Интернетом. Полгода назад их доля составляла 49%. Стремительно растет количество ежедневных пользователей Сети (за полгода с 30 до 36%). По данным ВЦИОМ, в социальных сетях зарегистрированы 82% пользователей Интернета (в 2010 году - 52%). Типичный пользователь социальных сетей - человек в возрасте 18-24 лет (96%), обеспеченный (87%), проживающий в Москве и Петербурге (94%). Среди россиян наиболее популярны отечественные ресурсы "Одноклассники" (73%) и "Вконтакте" (62%). В пятерку наиболее популярных входят также "Мой мир", Fecebook и Twitter. Число пользователей иностранных ресурсов растет наиболее быстро, эти сайты динамично развиваются и умеют привлекать новых пользователей. "Каждый второй пользователь социальных сетей в ходе опроса признавался, что "врал" в социальной сети. Как правило, женщины "привирают" насчет своего возраста, а мужчины приукрашивают социальный статус. Кроме того, пользователи часто стремятся скрыть свои политические взгляды, национальность и уровень образования", - рассказала О. Каменчук. При этом "фактически социальные сети замещают в России институты гражданского общества", полагает эксперт.
Главный редактор журнала "Стратегия и практика издательского бизнеса" Алексей Панкин уверен, что для мобилизации населения на те или иные акции не так важны средства коммуникации, как настроения, царящие в обществе. Вместе с тем через Интернет и социальные сети можно вовлечь людей в благотворительную деятельность. Например, этим занимаются активисты интернет-сообщества "Тугеза" (together.ru), которые привлекают пользователей к сбору средств на оказание помощи конкретным людям. Представитель сообщества Надежда Куликова рассказала, что ее единомышленникам удалось собрать 400 тыс. рублей на покупку инструментов для хирурга из Калужской области, которому приходилось делать операции... дрелью. Кроме того, интернет-сообщество регулярно оказывает помощь одиноким старикам, снабжает тренажерами реабилитационные центры и детские дома и др.