Тверское региональное информационное агентство "Социум"
 
Специальные возможности  
Библиотека Тверского регионального информационного агентства "Социум"

 Рубрики

 
 ГЛАВНАЯ 

 ТЕМА ДНЯ

 МЫ ГРАЖДАНЕ
 >>наши дети
 >>наши родители
 >>наша семья

 КЛУБ "ГРАЖДАНИН"

 НАШЕ ПРАВО
 >>Законы региона
 >>права человека
 >>общественная экспертиза

 ОБРАЗОВАНИЕ
 >>наука
 >>просвещение

 ЗДОРОВЬЕ
 >>здравоохранение
 >>образ жизни

 СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
 >>защита
 >>информация

 СРЕДА
 >>экология

 СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
 >>ответственный бизнес
 >>благотворительность

 НАШЕ ТВОРЧЕСТВО

 ОТЧЕТ

 АРХИВ
 
 
 ОБ АГЕНТСТВЕ
 
 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 

 Поиск

 
 

 Партнеры

 
Дирекция центра творческих программ Союза журналистов
 
Совет общественности при губернаторе Тверской области 
 
Общественная палата Российской Федерации 
 
Центр общественной информации
 
Фонд развития информационной политики 
 
 
 
Общественная палата Тверской области
 
Некоммерческие организации Тверской области
 
Информационный портал для молодых журналистов
 






 ГЛАВНАЯ
 
Как выбирают хорошую жизнь
В конце года, как всегда, на общественных слушаниях в Твери был представлен проект городского бюджета. Его представляли собравшимся заместитель Главы администрации города Твери Андрей Гаврилин и начальник департамента финансов Ольга Слобода. Доходы городского бюджета в 2021 году составят 9,6 миллиардов рублей, расходы – 10 миллиардов, дефицит планируют 10%. Основа доходной базы бюджета – налог на доходы физических лиц, налог на имущество, доходы от использования имущества, около 60% бюджета – трансферты из вышестоящих бюджетов.
Основная часть расходов – 64 % - социальная сфера, 26 % - городское хозяйство и благоустройство. 85 % бюджетных средств будут расходоваться в рамках 14 муниципальных программ.
Эта информация опубликована на официальном сайте Тверской городской думы. Не надо быть специалистом, чтобы понять, что налогооблагаемая база Твери сжимается, как шагреневая кожа.
Появилась и  другая, казалось бы, не имеющая отношения к «бюджетной» информация. В социальных сетях создаются группы, обсуждающие перестройку и эпоху правления Михаила Горбачева. Дискуссия идет нешуточная. В числе прочих есть мнение, что СССР распался еще и потому, что этого желала промышленная элита. Присидевшиеся в креслах директора, весьма солидного возраста, мечтали передать предприятия своим детям, но не знали, как это сделать. А тут возможности появились.
Очень любопытный взгляд на проблему, тем более, что политическая битва за ресурсы и обладание лакомыми кусками началась далеко не вчера. Именно она, эта битва, на мой взгляд, не в последнюю очередь останавливает развитие общества, в том числе и тверского, ломает социальные лифты и ставит метки «свой»-«чужой». Для своих, как говорят диктаторы, все. Чужим – закон. По тому же принципу работает и власть. Она «передает по наследству» ресурсы только своим, хорошо проверенным людям, которые крайне заинтересованы в долгой работе системы.
Противостоять этому может система сдержек и противовесов (проклинаемая в нынешнюю эпоху), работающее законодательство, влиятельная представительная и судебная власти, профсоюзы, СМИ  и другие представители гражданского общества, способные взять под контроль организацию собственной жизни. Сейчас все выстроено вертикально, институты разрушены и вместо гибкого конструкта, способного поворачиваться, отражать удары и уходить от кризисов, мы видим символичный шест, прямой и неподвижный. Не хотелось бы углубляться в деятельность, связанную с шестом, но одно можно сказать совершенно точно: разрушение системы местного самоуправления и стало началом  конца. Сегодня, к примеру, город Тверь сам себе не хозяин. И это видно между бюджетных строк. Мало кто отслеживает работу Тверской городской Думы, мало кто смотрит трансляции или
 пользуется своим правом приходить на заседания. Потому что все знают: региону передаются последние остатки собственности, а с ними и влияние. 
Все ли знают своих депутатов? Пусть не в лицо, пусть по фамилии. Мой депутат, к примеру, достаточно активен. Есть у него и отчет о проделанной работе в округе. Однако нам сейчас просто неизвестно с какими вопросами к нему следует обращаться и на что реально он может повлиять.
А в середине девяностых нашим депутатом была Елена Щедрина. Мы все ее знали, участвовали в разных рабочих группах, пытались решать наши местные проблемы, но и не только. Мы хотели определить стратегию развития нашего округа, который находится в Центральном районе, нередко доходили «до самого верха» и, в случае необходимости, могли поехать в Москву. Елена Щедрина была человеком внутренне свободным, владеющим ситуацией и высказывающим свою позицию по городским вопросам. Сегодняшний депутат свободным не может быть по определению. Главным образом, потому что входит в руководство одного из муниципальных предприятий. И здесь неизбежно возникнет конфликт интересов, если у жителей к этому предприятию появятся вопросы. Руководство различными городскими предприятиями и стало отличительной чертой нынешних депутатов, для которых местный парламент уж точно не место для дискуссии. У нас в городе рулят губернатор и члены областного правительства, которые тоже люди несвободные. И главная забота у них, чтобы в Москву никаких историй не доходило. По моим личным ощущениям (никому их не навязываю) наш губернатор Игорь Руденя не любит Тверь. И вот эта его нелюбовь, его стремление на историческую родину, в славную столицу России и являются той базой, на которой строится управление столицей Верхневолжья.
Почему же наши депутаты так послушно голосуют за то чтобы город лишился своей собственности, своих доходов и своей самостоятельности? Первую причину мы выяснили — это хорошие должности на предприятиях или в городских структурах, которые можно потерять, а вместе с ними  - доход и положение. Второй момент — уязвимость. Многим есть, что скрывать и такие люди востребованы. Это очередная, но далеко не единственная примета нынешней власти. Держать надо крепко, чтобы  нельзя было «сметь свое суждение иметь». 
Уникальна ли Тверь в своем муниципальном раздрае? Нет, конечно. Практически повсеместно органы местного самоуправления превращаются в дворницкие. Просто у нас ситуация имеет несколько карикатурный оттенок. Население не знает, кто у нас сегодня глава города и как его зовут. Город теряет собственность, плохо зарабатывает. Да и то, что заработал, по действующему законодательству должен отдать. А ведь всем известно: деньги лучше и эффективнее всего тратятся там, где зарабатываются. Однако тут уж ничего не поделаешь: система власти устроена таким образом, что все бюджетные средства стекаются наверх, а уж потом, узким ручейком, сбегают вниз. Из этого ручейка появляются различные трансферты и программы. Мы же помним, что на реализацию муниципальных программ запланирована основная часть бюджета города. Больше всех из них мне нравится программа поддержки местных инициатив. После того, как жители городов и поселений заплатили свои налоги, а муниципалитеты отдали последнее, сверху спускаются средства ( из тех же налогов) на строительство того, чего душа пожелает. А желает она какой-нибудь набережной, детской площадки или тенистой аллеи, как правило. Так вот денег на это спускают примерно половину от потребности (наши налоги, напоминаю). А вторую половину - города, поселения  их жители снова должны найти сами и присоединить к присланному «сверху». Таких примеров можно приводить бесчисленное множество. И если еще десять лет назад городская власть могла хотя бы задавать вопросы, то сейчас ее удел — все исполнять, причем бегом. На те же площадки, аллеи и парки тверитяне вполне могут заработать сами. И без посредников и «перемещения капитала» они обойдутся гораздо дешевле. Но так уж устроено у нас законодательство, что любое движение здесь затруднительно.
Можно вспомнить, как дрались за бюджет с областью депутаты городского Совета, а потом и Думы образца 1993 года. Можно вспомнить противостояние Платов-Белоусов, краеугольным камнем которого были бюджет и городская собственность. Когда в одном из московских кабинетов пытались отнять у Твери деньги в пользу энергетиков и покуситься на права города, Петрович жахнул кулаком по приставке у стола и расколотил ее. Сейчас никто ни за что не дерется. Все спокойно и благолепно. Город, как и другие областные столицы России, лишился управления медициной, образованием, теперь и развитием. Сейчас еще и архитектуру с ЗАГСом передали в ведение региона. Ну, с архитектурой понятно. Тут сложно творить самоуправство, пока на это нет основания. Но зачем региону ЗАГС?  Стоит ли говорить о том, что аппетит приходит во время еды? И коль скоро муниципалитеты согласны быть придатками к региональной власти, не стоит и удивляться уровню жизни и состоянию наших городов.
Почему стала возможной такая ситуация? Потому что мы это позволили. Потому что, если говорить о представительной власти, мы своим равнодушием допустили «карусели», подкуп избирателей, «вбросы бюллетеней» и многие другие радости. Они и привели в нашу представительную власть людей, которым гораздо важнее пожелания начальства, чем наши интересы.
Конечно, возможны прорывы. Феноменальный эксперимент состоялся в Якутске, когда на открытых выборах победила Сардана Авксентьева, ставшая «народным мэром». Ее, конечно, «ушли» по состоянию здоровья, но прецедент был. Другой пример уже из Пскова. Лев Шлосберг, депутат Законодательного собрания Псковской области. Уж более «кислотного» депутата трудно себе представить, однако люди его выбирают. И делают это, очевидно, по результатам деятельности.
Можем ли мы изменить ситуацию и позволит ли нам законодательство избрать тех, кого мы хотим? Ответ на этот вопрос не так прост, поэтому лучше узнать мнение человека профессионального. 
Эксперт Георгий Глобин ответил так:  «Если говорить о нашем городе, то здесь важен не столько подсчет голосов, сколько допуск кандидатов к выборам.
Теперь о кандидатах. Приходящий на выборы народ предпочитает голосовать за «солидных людей», а эти люди предпочитают идти от провластных организаций. И при нынешней жалкой явке победа власти обеспечена за счет одномандатных округов. Что будет при высокой явке – трудно сказать. Характер голосования на недавних выборах оптимизма не внушает. Правда, тогда многие «демократические» избиратели прислушались к призыву бойкотировать выборы.
При подсчете голосов больших фальсификаций у нас, по моим соображениям, нет. Имеются, конечно, странности в Литвинках и еще на нескольких участках, но это все мелочи. На мой взгляд, в Твери можно спокойно идти голосовать без боязни, что голос «украдут». Но избиратели на выборы в городскую Думу не идут.
А подтвердить нашу правоту может лишь практика: гордумовские выборы с явкой хотя бы 40%. А при нынешних 20%, где очень многое решают те, кого заставили или подкупили, ничего хорошего ждать не приходится....».
Это очень серьезный ответ тем, кто успокаивает себя известной песней о том, что от нас ничего не зависит. От нас зависит все: просто наступает момент, когда лучше диван обходить стороной и выдвигаться в сторону участка. Да, свой кандидат — это непросто, за него надо побороться. Но выход-то есть! Или мы уже привыкли проходить мимо руин Речного вокзала, смирились с тем, что городские здания передаются в собственность неведомо кому? Простой пример: известный «депутатский миллион» - средства, которые депутат может потратить на решение социальных проблем своего округа, тоже теперь под контролем областной власти. Она им закрывает бюджетные дыры. На школу или детский сад часть средств потратить можно, а на детскую площадку или развивающий центр — нельзя. Так только ли деньги решают вопрос нашего представительства? Еще раз процитирую Георгия Глобина:
«Что касается мажоритарных округов, то лично я весьма сомневаюсь в том, что большие деньги помогут малоизвестному молодому человеку победить главу крупной фирмы. У нас все сводят к самой кампании, а завоевывать доверие избирателей нужно гораздо раньше. Но людям лень, и они начинают говорить о деньгах и о мифических (применительно к Твери) фальсификациях...»
Трудно не согласиться, но тогда возникает вопрос: кто они, эти будущие представители в Тверской городской Думе и где их взять? На этот вопрос, как мне представляется, конструктивно ответил председатель Общественной палаты г.Твери Вадим Рыбачук. Он убежден, что интересные и перспективные идеи рождаются в наших общественных объединениях, у людей, которым не все равно....
По большому счету депутат — это лоббист наших интересов во власти. И тогда возникает вопрос: а «солидный человек», которого поддерживают «наверху» - он точно тот, кто будет лоббировать интересы горожан? Или он заботится о своем бизнесе, карьере и фортуне? А представляющий в Государственной Думе наш регион московский толстосум— он и в самом деле разбирается в наших проблемах и ему до этого есть дело? 
Наверное, есть смысл все это обдумать и научиться делать выбор. Видимо, придется принять точку зрения  нашей власти: продвигать в Думу и выбирать (в результате высокой явки) исключительно своих. То есть тех, кто понимает и разделает наши интересы и кому не чужды проблемы развития города Твери. А чужим — закон.
Светлана Рузлева
Иллюстрации: https://news.myseldon.com/ru/news/index/219332262
Опубликовано 18 01 2021 15:48
сегодня: 28/02/21
Погода в Твери
Лента новостей
 
26 02 2021 13:35 26 02 2021 11:40 25 02 2021 11:49 24 02 2021 14:54 24 02 2021 14:38 24 02 2021 09:53 24 02 2021 09:46 21 02 2021 11:46 20 02 2021 14:21 20 02 2021 13:39 20 02 2021 10:47 20 02 2021 10:40 19 02 2021 16:40 19 02 2021 13:42 19 02 2021 13:39 19 02 2021 11:13 18 02 2021 19:08 18 02 2021 11:32 18 02 2021 11:19 18 02 2021 10:59
 
Наши материалы
в формате RSS
RSS

 
 

Copyright © 2007 - 2021 Тверское региональное информационное агентство "Социум"
Разработка: Г. Успенский

  e-mail:support@tversocium.ru